Протесты в Китае
Протесты разгневанных инвесторов – обычное явление в Китае. У обычных людей, которых обманули онлайн-кредиторы или другие мошенники, мало возможностей для получения компенсации. Иногда они занимают вестибюли офисов, пока не появится высокопоставленный руководитель и не успокоит их. Однако редко демонстранты нападали на известные компании, и еще реже связанные между собой протесты возникали по всей стране. Подобные события заставили внимательно присмотреться к Evergrande, крупному застройщику, находящемуся на грани дефолта.
Долги компании составляют около 300 млрд. долларов США, что является самым большим показателем среди всех компаний, занимающихся недвижимостью в мире. 13 сентября штаб-квартира компании в южном городе Шэньчжэнь (на фото) была осаждена инвесторами, которые требовали вернуть им деньги. Похожие сцены наблюдались в офисах Evergrande в нескольких других городах. На одном из видео, распространенном в Интернете, женщина кричит в громкоговоритель, требуя ответов от сотрудников Evergrande. На другом видео руководитель пытается ответить на вопросы в тесном коридоре, но его отталкивают протестующие.
С 2020 года правительство Китая стремится ограничить заимствования застройщиков. Изменения в правилах, которые являются частью более широкой кампании по борьбе с задолженностью, привели к тому, что несколько компаний, занимающихся недвижимостью, оказались на грани дефолта. Именно в таком положении оказалась компания Evergrande, которая когда-то считалась слишком большой, чтобы потерпеть неудачу. Компания наняла консультантов, чтобы помочь решить свои финансовые затруднения, и 14 сентября предупредила, что может объявить дефолт. Многие аналитики, следящие за деятельностью группы, говорят, что такой исход, за которым последует реструктуризация, начинает казаться неизбежным.
Многие из тех, кто протестует, вложили деньги в финансовые продукты, управляемые Evergrande. Другие – поставщики и подрядчики, которым задолжали деньги за работу над проектами, застопорившимися по всему Китаю. В последние недели компания пыталась продать некоторые из своих недостроенных жилых комплексов, чтобы расплатиться с долгами. Некоторые видеоролики также показывают, как расстроенные сотрудники ругают своих начальников (в Evergrande работает более 100 000 человек).
Самой большой группой людей, опасающихся ущерба, являются покупатели жилья, которые уже заплатили за свои квартиры. Китайский рынок недвижимости давно опирается на то, что люди выкладывают деньги до завершения строительства своих домов, чтобы генерировать оборотный капитал для застройщиков. По оценкам исследовательской компании Capital Economics, из примерно $300 млрд. обязательств Evergrande около 1,3 трлн. юаней ($200 млрд.) – это деньги, которые клиенты внесли за еще не построенные дома. Это эквивалентно стоимости 1,4 млн. индивидуальных объектов недвижимости.
Китайские власти умело справляются с небольшими протестами, которые они часто называют «массовыми инцидентами». Когда в 2018 году в Китае закончился бум пирингового кредитования стоимостью 1 трлн. юаней, десятки тысяч простых людей пришли на порог компаний, которые поглотили их сбережения вместо того, чтобы обеспечить обещанный доход. Эти инциденты носили массовый характер. Редко когда на каком-либо участке протестовало более 100 человек. Но проблема стала настолько острой в Ханчжоу, центре компаний, занимающихся онлайн-кредитованием, что местные власти были вынуждены переоборудовать два стадиона в места для приема жалоб от обиженных инвесторов.
Си Цзиньпин, президент Китая, поклялся сократить зияющую пропасть, разделяющую имущих и неимущих китайцев. Особое внимание уделяется высоким ценам на жилье. Пока неясно, приведет ли эта кампания к снижению цен. Но она вполне может положить конец двум десятилетиям безудержного роста. Рост цен на жилье в четырех крупнейших городах Китая в августе немного снизился по сравнению с предыдущим месяцем.
Кадры возмущенных инвесторов, поставщиков и работников, которые широко распространялись в местных социальных сетях, подчеркивают риски, которым подвергается Си Цзиньпин, когда он приказывает государственным регулирующим органам обуздать спекуляции с жильем и уменьшить рыночные излишества во имя большего равенства доходов или, как он это называет, ради «всеобщего процветания». С другой стороны, Си и его команда могут извлечь из этих гневных видеороликов на смартфонах еще одну мораль: слишком слабый государственный контроль – это самый большой риск из всех возможных.