Пока Европа носится с «зелёной» энергетикой, якутский уголь замахнулся завоевать индийский рынок

Пока Европа носится с «зелёной» энергетикой, якутский уголь замахнулся завоевать индийский рынок

Россия не станет уподобляться Европе, закомплексованной на декарбонизации своей экономики. Если Европе не нужен уголь, то это совсем не значит, что он не нужен, например, в Азии. Тем более что рядом с азиатскими потребителями угля располагается Якутия, располагающая его громадными запасами.

Добыча угля в этом российском регионе растёт опережающими темпами. Лидерами добычи угля в Якутии являются компании «Эльгауголь», «Кольмар» и «Якутуголь». Добываемый здесь коксующийся угль нисколько не уступает по качеству австралийскому.

За девять месяцев этого года в Республике Саха (Якутия) добыча угля выросла на 153% по сравнению с тем же периодом 2020 года, превысив 21 млн. тонн. К концу этого года году добыча угля должна достичь исторического рекорда — 30 млн. тонн. В перспективе в 2024 году добыча угля всех видов в республике планируют довести до 80 млн. тонн.

Самыми быстрыми темпами растёт добыча угля на Эльгинском месторождении, запасы коксующегося угля на котором одни из крупнейших в мире и оцениваются в 2,2 млрд. тонн. Разработку ведёт «Эльгауголь», принадлежащая компании Альберта Авдоляна
«А-Проперти».

«Эльгауголь» планирует нарастить добычу рядового угля в 2023 году до уровня 45 млн. тонн. На месторождении возводится горно-обогатительный комплекс для производства угольного концентрата в объёме 30 млн. тонн/год.

Добыча на месторождении ведётся открытым способом, который считается более дешёвым, эффективным и безопасным по сравнению с шахтным. Инвестиции компании в разработку месторождения оцениваются в 130 млрд. рублей.

Если в прошедшем году добыча на Эльгинском месторождении составила 7 млн. тонн, то в этом году она вырастет более чем вдвое, и достигнет 18 млн. тонн.

В 2023 году планируется увеличить пропускную способность железной дороги «Эльга — Улак» (протяжённость 321 км, связывает месторождение с БАМом) до 30 млн. тонн/год, чтобы обеспечить вывоз угольного концентрата и его доставку до морских терминалов Вера (Приморский край крае в районе мыса Открытый) и Ванино (Хабаровский край).

Другая якутская компания «Кольмар» собирается увеличить добычу угля до 22 млн. тонн уже к концу этого года. Основной её актив — горно-обогатительный комбинат «Игналинский», в который входят месторождения с запасами 764 млн. тонн.

В прошлом году компания запустила в эксплуатацию первую очередь шахты «Игналинская» мощностью 6 млн. тонн/год. С запуском второй очереди мощность шахты достигнет 12 млн. тонн/год, что сделает её крупнейшей в России.

«Кольмар» экспортирует уголь в основном через терминал в порту Ванино, который может принимать суда для перевозки насыпных грузов дедвейтом до 120 тыс. тонн. В 2023 году в порту должно завершиться расширение терминала, что позволит отгружать партии до 168 тыс. тонн и существенно сократит логистические издержки.

Старейшая угольная компания в региона «Якутуголь», подконтрольная горнодобывающей и металлургической компании И. Зюзина «Мечел», также постоянно увеличивает объёмы производства и ожидает роста добычи до 11 млн. тонн в ближайшие годы.

Чтобы окончательно и бесповоротно завоевать азиатский рынок, Китай, Японию, Южную Корею, Индию, необходимо увеличить пропускную способность железных дорог Восточной Сибири и Дальнего Востока, прежде всего БАМа и Транссибирской магистрали, что осуществляется в рамках национальных проектов.

Наиболее перспективным рынком сбыта для якутских угольных компаний, в первую очередь, является Индия. Её правительство недавно утвердило план развития сталелитейной отрасли, который предусматривает рост мощностей по выплавке стали до 300 млн. тонн/год уже к 2030-31 году.

После того, как Китай в ходе торговой войны с Австралией, прекратил у последней закупки коксующего угля, Канберра была вынуждена перенаправить свои экспортные потоки в другие страны, прежде всего в Индию.

По оценке экспертов и производителей, качество якутского угля очень высокое, поэтому он может успешно конкурировать с австралийским на индийском рынке.

В октябре этого года во время проведения форума «Российская энергетическая неделя» министр энергетики РФ Николай Шульгинов и министр сталелитейной промышленности Индии Рам Чандра Прасад Сингх договорились о поставках российского коксующегося угля в объёме до 40 млн. тонн/год.

Для якутских угольщиков открываются широчайшие перспективы. В 2020 году поставки коксующегося угля из России в Индию составили всего 1,2 млн. тонн, за девять месяцев 2021 года — 500 тыс. тонн.

Индия не собирается слепо следовать требованиям западных глобалистов и себе во вред насаждать навязываемые ими ВИЭ. Она готова наращивать закупки российского угля, поэтому отечественным производителям было бы глупо не воспользоваться такой прекрасной возможностью.