Допрыгались. Британские энергетические компании объявляют о банкротстве
С начала 2021 года в Великобритании обанкротились 25 некогда успешных энергетических компаний. Причина банкротств – резкое подорожание природного газа и непредсказуемая волатильность рыночных цен на это сырье.
В понедельник список банкротов пополнила компания Bulb. Она является седьмым по рейтингу поставщиком энергии в стране и обслуживает 1,7 миллиона человек.
Банкротство Bulb было ожидаемым. Правительство уже готовило чрезвычайный план по спасению компании, главным пунктом которого был поиск потенциального покупателя.
Покупатель, видимо, не нашелся, и руководство Bulb приняло решение перевести компанию под «специальное управление». В его заявлении отмечается, что «энергетический кризис в Великобритании и во всем мире вызвал озабоченность инвесторов, которые не могут действовать, пока оптовые цены такие высокие».
Неудивительно, что в таких условиях никто не захотел рисковать своими деньгами и инвестировать в столь рискованный актив.
Конечно, «специальное управление» как антикризисный инструмент позволит отложить проблему и пока еще выполнять обязательства перед клиентами. Однако, в принципе, необходимо решение вопроса с мировыми ценами на природный газ, которые в текущем году бьют все рекорды.
Решить это возможно, потому что аномально высокая стоимость «голубого топлива» невыгодна не только европейским потребителям газа, но и его поставщикам на рынок континента.
Ошибочно думать, что высокие цены бьют только по потребителям, которые испытывают нехватку средств для закупок сырья в необходимых объемах. Российская Федерация как крупнейший поставщик газа в Европу также остается в накладе. Банкротство европейских энергетических компаний, рост себестоимости продукции европейских производителей вызывает эффект «импортируемой инфляции» на российском рынке.
В интересах России, чтобы стоимость газа в Европе была высокой, обеспечивающей хорошую рентабельность его добычи и транспортировки, но не запредельно высокой, как это происходит сейчас. Разорение покупателя не может быть выгодно производителю товара.
Поскольку есть общий интерес России и Евросоюза в урегулировании ценовой политики, то решение вопроса не видится невозможным. Прежде всего, ЕС должен исключить политическую составляющую в своих взаимоотношениях с «Газпромом».
Аналитики в один голос отмечают, что одной из причин резкого скачка цен стал геополитический конфликт вокруг «Северного потока – 2», подогреваемый США. Рукотворные проблемы, связанные со строительством газопровода, его сертификацией, сдерживают ввод проекта в эксплуатацию. Нормальной работе «Газпрома» на европейском рынке мешают также дискриминационные энергетические правила ЕС, не позволяющие российской компании использовать свою инфраструктуру в Европе на полную мощность.
Чем быстрее Европе снимет эти препятствия, тем быстрее «Газпром» сможет обеспечить континент необходимым ему топливом. На взаимоприемлемых ценовых условиях. Дело – за Брюсселем, Лондоном и другими европейскими столицами.