Новая версия гибели «Курска» — выдумка или самооправдание
Зачем адмирал Попов спустя 22 года после крушения в Баренцевом море российской подводной лодки решил свалить все на НАТО и что показало расследование, проведенное сразу после трагедии, рассказал Александр Коц в программе Владимира Соловьёва «Полный контакт».
Соловьёв: Саша, мне уже хочется тебе отдельно студию оборудовать. Я обожаю, когда ты выходишь у нас в эфиры. Но твои постоянные разъезды по городам и весям не дают возможность осуществить эту смелую идею. Тут 20 лет гражданин, которого в своё время не посадили, который бухал, не просыхая, вдруг решил что-то вспомнить и обелиться, товарищ адмирал вдруг взял и такое квакнул: «Бывший главком Северного флота утверждает, что к трагедии с «Курском» привело столкновение с подлодкой НАТО». С чего он вдруг выплыл и что это за персонаж?
Коц: Он бывший командующий Северного флота. Я не знаю, почему он сейчас появился, это надо у наших коллег с «РИА Новостей спросить», почему на волне похолодания геополитического климата вдруг появляется человек, который обвиняет НАТО в том, что они потопили нашу подлодку, пусть неумышленно, в результате столкновения, но тем не менее. Я бы вспомнил о том, что адмирал Попов говорил 22 года назад, находясь на борту крейсера «Петр Великий», который находился над погибшей подлодкой. Он тогда говорил о том, что хотел бы посмотреть в глаза тем, кто организовал эту катастрофу. Организовал. Не случайно врезался в пучине морской в российскую подлодку, а кто организовал, то есть кто допустил своим разгильдяйским отношением к работе эту трагедию, в результате которой погибли 118 российских моряков. Там были люди разных национальностей, но все они были лучшими представителями русского флота. Я просто напомню, сейчас выросло поколение, которое в принципе не понимает, как у нас обстояли дела в 2000 году на флоте. Тогда, летом 2000-го «Курск» вернулся из беспримерного по тем временам похода из Атлантики и Средиземного моря буквально за несколько дней до этих учений, вернулся, торжественная встреча, жареный поросенок, посиделки за столом…
Я очень много тогда работал по этой трагедии, с очень многими людьми разговаривал, знакомился, мы смотрели видеозаписи этой встречи и видеозапись посиделок после того, как они вернулись из этого похода. Там они рассказывали, как за ними гонялись американские подлодки, как их пытались найти американские противолодочные самолёты, как они всплывали на перископную глубину в самом что ни на есть сердце супостата и могли пересчитать заклёпки на авианосцах американских. Наверняка там что-то было приукрашено, но этого похода тогда хватило для того, чтобы командир подводной лодки Геннадий Лячин получил звание Героя России. И по тем временам нас не баловали такими успехами. Тогда в достаточно тяжёлом положении была армия, тогда в разваленном положении был флот. И такие походы, конечно, поднимали боевой дух и веру в то, что Россия как морская держава может ещё восстановиться, она ещё на что-то способна.
И вот приходит «Курск», и через неделю после прихода им объявляют, что надо срочно выходить на учения. Учения были плановые, причём по плану учений должны были спасать экипаж затонувшей подлодки. После гибели «Комсомольская правда» полтора года вела расследование. Над ним работали лучшие репортёры «Комсомолки». Я тогда был ещё молодым, ничего не знающим, что-то там умеющим, но тем не менее меня пристегнули к этим мастодонтам «Комсомольской правды». Баранец, Сергей Герасименко, и Зина Лобанова, они были мощнейшими расследователями «Комсомольской правды», и они занялись расследованием. Они просто поделили подлодку по отсекам, и каждый занимался своим. Кто-то что-то нашёл – передавал другому. Мы переработали гигабайты информации, встречались с сотнями людей, это и учёные, и подводники, и торпедисты, и командиры подводных лодок, и журналисты, и психологи. Мы пытались понять не только, как погибла, почему погибла эта подлодка, но и как погибали эти моряки.
О многих вещах можно узнать только сразу, по горячим следам. Это не как фильм Дудя про Беслан через 15 лет снимать, когда уже на голову накрутили много чего. А вот тогда по горячим следам всё шло свежее, ещё не забытое, и люди рассказывали, и это было подтверждено потом и выводами комиссии Клебанова, и расследованием Генпрокуратуры Устинова, во время загрузки ракет на атомную подлодку «Курск» перед выходом в море одна из торпед упала на причал. Всё время ломался кран, который загружал эти торпеды, старые ржавые тросы мерзко скрежетали. В один момент они практически порвались, успел крановщик погрузочной команды чуть-чуть смягчить это падение, но тем не менее торпеда упала. И это была та самая торпеда, которая первой взорвалась на «Курске». Версии о столкновении были, но их быстро отмели. Но зато следователями была проведена огромная работа по подъёму всей документации, и я разговаривал с этими следователями. Там волосы были дыбом: одной рукой подписи все делались. Подпись того же Лячина, как назвали её в следственных документах, была нервной и нехарактерной. Это я к вопросу о том, кто организовал эту трагедию.
Я помню разговор с мамой старшего лейтенанта Тылика, которая с ним виделась за несколько часов до выхода в море, и он сказал такую фразу: «Для нас главное отстрелить эту торпеду». Я с ней разговаривал ещё тогда, когда про эту толстую торпеду ничего не известно было, она не могла это нигде прочитать, она не могла это по радио или телевидению услышать. Это были её личные воспоминания, которыми она со мной поделилась. И, собственно, само понятие «толстая торпеда» первым прозвучало в репортажах «Комсомольской правды» от наших источников. Тогда, конечно, не все хотели называть свои фамилии, потому что понимали…
Соловьёв: Там же среди погибших были ребята из военного НИИ, которое занималось разработкой этой торпеды.
Коц: С «Дагдизеля», да.
Соловьёв: Вели её испытания. И они там погибли.
Коц: Да, тоже погибли. И я помню совершенно безобразные версии, когда из-за того, что у одного из специалистов «Дагдизеля» была дагестанская фамилия, кто-то выдвигал версию о том, что это был террорист, который проник на подлодку и совершил теракт. Тогда много бреда было, а сейчас его, к сожалению, ещё больше. Я с ужасом думаю, что будет, когда возьмётся за съёмку этого фильма Юрий Дудь, но надеюсь, этого никогда не произойдет.
Соловьёв: Но адмирал Попов вообще же личность интересная, которая сейчас из себя что-то корёжит.
«Адмирал Попов несколько раз, – как пишет «НЕЗЫГАРЬ», – находился на грани уголовного дела по причинам халатности. По разговорам, генпрокурор Устинов предлагал посадить адмиралов Попова и Моцака. Как установило следствие, из-за незнания адмиралом В.А. Поповым и его подчинёнными конкретной обстановки, невыполнения требований руководящих документов ВМФ в случае отсутствия всплытия подводной лодки в установленное время в надводное положение, а также из-за принятия ошибочных решений в процессе ожидания всплытия подводного крейсера он был объявлен аварийным с опозданием на 9 часов. За адмиралов Северного флота активно заступался адмирал Касатонов и министр обороны Сергеев. Попова и Моцака тихо уволили через год. Позднее по просьбе Лужкова и Волошина губернатор Мурманской области Евдокимов «протолкнул своего собутыльника Попова в сенаторы».
Ну это в кавычках, кого-то «НЕЗЫГАРЬ» цитирует. Ну и потом его тихо списали из сенаторов тоже.
Коц: На самом деле крейсер был объявлен аварийным с опозданием на 11 часов. И вот эта история, которую он вчера рассказал, о том, что мы же все помним про металлические стуки, как нам говорили, экипаж «Курска» подавал сигнал SOS. Адмирал Попов сам нам рассказывал с борта крейсера «Пётр Великий» об этих стуках. И начали реагировать на эти стуки спустя 11 часов.
Соловьёв: В документах указано чётко: «В докладе вице-адмирала Валерия Рязанцева сказано, что адмирал В. А. Попов и ряд других начальников Северного флота и ВМФ несут непосредственную ответственность за безобразную учебно-боевую подготовку на флоте, пренебрежение требованиями безопасности уставных документов ВМФ и предписаниями Главного штаба ВМФ при проведении учений и личную некомпетентность при управлении средствами флота во время спасательной операции АПЛ «Курск», граничащую с преступной халатностью. «В момент трагедии Попов был банально пьян и не поставил в известность Главный штаб ВМФ».
Коц: И поэтому сейчас придумываются истории про механические какие-то специальные устройства на американских или британских подлодках, которые этот сигнал подают. А почему нам об этом не сказали 21 с половиной год назад, почему об этом молчал адмирал Попов? И подождите, то есть 11 часов российские моряки, 23 человека, оставались живыми в девятом отсеке под командованием капитана Колесникова, они что, не догадались подавать сигналы SOS? Капитан Колесников догадался составить список всего личного состава, который с ним перешёл из восьмого в девятый отсек, но сигнал SOS подать они не догадались? Это на самом деле оскорбление наших моряков, которые ещё несколько часов жили после этой страшной трагедии.
Кстати, вице-адмирал Рязанцев рассказывал и более страшные вещи по поводу предыстории всей этой, предыстории трагедии. Там вскрывались такие подробности, что эта торпеда толстая была из серии 10 ракет, которые в принципе были признаны бракованными, и они все должны быть отозваны. Но в предписании говорилось, что отозвать надо боевые торпеды, а она числилась как учебная. Только поэтому она осталась на складах, только поэтому она была загружена в торпедный аппарат атомной подводной лодки «Курск». Ну и собственно сам факт того, что она перед загрузкой упала на причал, тоже никого не насторожил. По официальным итогам расследования центр «Прикладная химия» проводил эксперименты, почему произошёл взрыв этой ракеты. Точно установлено, что первый взрыв был именно этой ракеты. И было четко установлено, что это разгерметизация топливных резервуаров торпеды после погрузки в торпедный аппарат. Почему произошла разгерметизация – это могли быть сварочные швы, это могли быть последствия удара о причал.
Я разговаривал с торпедистом, опять же, я поднимал эти все публикации, есть такая штука, называется циатим. Это специальная смазка в механизмах заряжания торпедных аппаратов. И смешавшись именно с торпедной горючкой, циатим провоцирует страшную химическую реакцию, пожар, взрыв. Возможно, протекание было ракетного топлива и реакция вместе с вот этой смазкой. Причём на «Курске» она была новая, экспериментальная, все знали о вот этих качествах этой смазки, но всё равно по горючим свойствам она была опасна. Могло из-за этого быть.
Кто-то выдвигал версию, что вся реакция произошла из-за удара о грунт. Но это тоже надо понимать, почему резко пошёл на сближение с дном атомный ракетоносец «Курск». На это тоже ответа так и не дождались от адмирала Попова.
Соловьёв: Он говорит, что это якобы удар о подводную лодку страны НАТО.
Коц: Я понимаю, какую подлодку он имеет в виду. Он имеет в виду подлодку «Мемфис». Опять же, я помню публикации 20-летней давности в газете, по-моему, «Версия», когда на обложке публиковался снимок, сделанный не то с очень большой высоты самолетом, не то спутником. Там угадывался какой-то силуэт подводной лодки у причала норвежского порта Берген, кружком был обведен нос. Я бы по этой фотографии не определил, действительно ли там повреждения какие-то на носу или нет этих повреждений. И гуляла ещё одна фотография, уже сделанная с самого причала, некой подводной лодки, у которой на корме стоит что-то типа палатки, и пояснение, что здесь должен быть аварийный радиобуй, который якобы у неё всплыл после того, как она столкнулась с российской подлодкой. Про радиобуй тоже было много разговоров, но никто так и не показал этот радиобуй. И если он всплывал, то, наверное, должны были его выловить.
Соловьёв: А теоретически столкновение подводных лодок может привести к таким катастрофическим последствиям? Вот сейчас американская подводная лодка столкнулась с неизвестным объектом, но это не привело ни к детонации, ни к взрывам, ни к гибели американской подводной лодки.
Коц: К сожалению, бывали в истории подобные случаи не с подводной лодкой, а допустим, российская атомная подводная лодка столкнусь с сухогрузом 40 лет назад, затонула в районе Тихоокеанского флота в Японском море. Часть экипажа погибла. Тогда была, конечно, беспрецедентная спасательная операция. Я сейчас все цифры не вспомню, но треть экипажа лодки спаслась благодаря самоотверженным действиям старпома по фамилии Кубынин. Он сейчас ездит по всем бывшим республикам СССР, устанавливает памятные доски погибшим членам экипажа. Такие прецеденты были, после столкновения корабли погибали, можно вспомнить.
Соловьёв: Погибали, но взрывов торпед не было.
Коц: Взрывов торпед не было, да. И тут всё-таки чётко установлено, что взрыв произошёл не от удара, взрыв произошёл от химической реакции, от окисления, от, возможно, смешения топлива ракетного со смазкой, которая там присутствовала. Вопрос в том, что спровоцировало эту протечку. По данным расследования, которое мы проводили, это всё-таки могло быть следствие удара ракеты о причал, ну и в принципе старения самой ракеты. Много ходило разговоров о том, что это была новейшая разработка, что это было какое-то новое вооружение. Ничего подобного. Конкретно этой ракете на тот момент было уже 10 лет, торпеде уже было 10 лет. По меркам, это вооружение – уже такая старушка, которая требует и определённого обслуживания, и определённых проверок. Повторюсь, она была из партии, которая была признана бракованной, должна была быть отозванной, но она почему-то по документам хранения числилась как учебная. Собственно, у неё боевого заряда и не было. Взорвалась не сама ракета, взорвалось ракетное топливо, которое уже послужило причиной детонации.
Соловьёв: Пишут, что радиобуй бело-зеленый показывал Мамонтов с борта корабля на федеральном канале.
Коц: Ну я уже не помню таких деталей. Радиобуй бело-зеленый… надо поднимать, конечно, материалы. Честно говоря, не помню таких подробностей.
Соловьёв: А это чей был радиобуй?
Коц: Возможно, и наш. Я сейчас не вспомню.
Соловьёв: Но если бы была эта версия справедлива про подлодку НАТО, ну какая разница, мы бы сказали, что виновато НАТО. Тогда наши отношения были совсем другими.
Коц: Все почему-то думают, что мы бы развязали войну. Но мы тогда не способны были развязать войну. Ядерные ракеты никто бы не стал направлять на Вашингтон, Нью-Йорк или ещё куда-то, не в том мы положении были. Все говорят, что вот, чуть ли не на следующий день прилетел глава ЦРУ к Путину, видимо, там успокаивает. Ну слушайте, затонула атомная подлодка в Баренцевом море, все знали, что там находились две американские подлодки и одна британская. Разумеется, американцы могли предполагать, что мы можем подумать на них, что они атаковали нашу подлодку. Естественно глава ЦРУ прилетает и каким-то образом объясняет, что они делали, где они находились и как они следили за российскими подлодками. Я, кстати, тоже разговаривал с адмиралом Балтиным в те дни, он сам много сталкивался по своей подводной работе с американскими коллегами. Он говорит: «Они никогда не приближаются очень близко. У них техника безопасности устроена так, что они не могут себе позволить слишком близко приближаться к подлодке противника, стараются всё-таки держаться на удалении». Всё, конечно, бывает, но обнародование этого спустя 20 лет выглядит всё-таки, как некая попытка то ли обелить себя, то ли, может быть, его все эти 20 лет что-то гложет, и он пытается если не перед собой, то перед страной каким-то образом оправдаться. Но всё это выглядит как-то не очень убедительно. Если вы говорите про некий механизм, который выдает железный стук на натовской подлодке, вы объясните, что это за механизм, что он из себя представляет. Мы что, после этого должны отмести и доклад Клебанова, и расследование Устинова? Ну так же тоже мы не можем.
Соловьёв: Саша, блестящий рассказ, точный, грамотный, подробный. Спасибо тебе большое.
Полный эфир: