США не могут полностью уйти с Ближнего Востока

США не могут полностью уйти с Ближнего Востока

Байден поворачивается к Азии, чтобы противостоять Китаю, но поспешное отступление с Ближнего Востока влечет за собой множество геостратегических рисков. На встрече по региональной безопасности в Бахрейне в минувшие выходные министр обороны США Ллойд Остин попытался убедить ближневосточных союзников в том, что США так же как и раньше привержены региональной безопасности. «Давайте проясним», — заявил он, — «Приверженность Америки безопасности на Ближнем Востоке сильна и непоколебима». Под тенью хаотичного вывода войск из Афганистана, сокращения численности вооруженных сил США в регионе и постоянных разговоров в Вашингтоне о стратегическом «повороте в сторону Азии», это было трудной сделкой.

Фархад Алаалдин, председатель Консультативного совета Ирака, возглавляющий исследовательский институт в Багдаде, выразил общую озабоченность: — «Здесь есть много опасений. Ваши партнеры на месте происшествия обеспокоены, и некоторые из них начинают убегать в поисках укрытия». Остин признал, что «слышит о большом беспокойстве», но настаивал: — «Вы важны для нас». Это неудивительно , что ближневосточные государства должны задаться вопросом, как Соединенные Штаты резко фокусируясь на новых приоритетах, не будут отступать от отношений в сфере безопасности, основанных в эпоху холодной войны.

В конце концов, президент Джо Байден неоднократно излагал свои главные иностранные приоритеты:

— справиться с военным «вызовом» Китая в Восточной Азии;

— готовьтесь к возможному конфликту с Россией из-за Украины.

В частности, Пентагон предпринял шаги по сокращению своего американского военного присутствия в Персидском заливе и на Ближнем Востоке, чтобы переключить внимание и ресурсы на Азию. Но становится ясно, что США после двух десятилетий периода вооруженной интервенции в регионе оставили после себя множество серьезных проблем. Этот перечень неудач может иметь большую геополитическую цену: вакуум, который предполагаемые враги должны заполнить.

«Россия уже имеет сильное военное присутствие на Ближнем Востоке, а Китай наращивает свою экономическую экспансию с помощью инициативы «Один пояс — один путь», — написала Меган А. Стюарт, профессор Школы международной службы Американского университета, для Вашингтонского института Ближнего Востока, — «В конечном итоге вакуум доверия может привести к большему влиянию этих мировых держав за счет США».

Решение проблем ядерного оружия с Ираном — одна из основных невыполненных целей США. Многонациональная встреча с Ираном с участием Китая, России, Франции, Великобритании и Германии запланирована на 29 ноября в Женеве. Она направлена на возрождение соглашения 2015 года о сдерживании ядерной программы Ирана в обмен на снятие экономических санкций. Предшественник Байдена Дональд Трамп вышел из соглашения в 2018 году. Байден указывает на то, что если будет достигнута новая сделка, США выполнят свое обязательство. Однако как он может гарантировать это, остается загадкой: соглашение 2015 года было просто подписано тогдашним президентом Бараком Обамой и поэтому было легко расторгнуто Трампом. Если Байден не сможет убедить Сенат США одобрить новое соглашение как договор, то оно опять будет зависеть от импульсивных действий следующего президента.

В любом случае команда Байдена выдвинула план противодействия потере времени: Иран должен заморозить свою ядерную программу там, где он находится сейчас — в последние месяцы Тегеран увеличил свои запасы оружейного урана — в обмен на некоторое ослабление санкций и дальнейшие переговоры. Публично Иран занимает жесткую позицию. «Санкции должны быть сняты, и точка», — говорит Тегеран. За неделю до саммита в Манаме Али Багери Кани, главный переговорщик Ирана по ядерным вопросам, вообще отказался называть переговоры в Вене переговорами. Он сказал: — «У нас нет такой вещи, как ядерные переговоры. Скорее, переговоры — это переговоры об отмене незаконных и бесчеловечных санкций». Иран — не единственный, кто беспокоится о ближайшем будущем, когда американцы понизили в своей внешней политике рейтинг Ближнего Востока.

Возьмите Афганистан. Байден оправдал свой уход, сославшись на способность афганской армии подавлять там террористические группировки, особенно «Исламское государство», а также «Аль-Каиду». Несмотря на обучение и военную помощь США в течение двух десятилетий, этого не произошло. И это кажется маловероятным при дружественных к террористам правителях Талибана. По словам Колина Кальа, заместителя министра обороны США по политическим вопросам, менее чем через три месяца после ухода США возрождение террористических группировок идет полным ходом. В конце октября он сообщил комитету Сената США, что «Исламское государство», террористическая сеть, которую США пытались победить не только в Афганистане, но также в Сирии и Ираке, может быть готово атаковать США в течение шести месяцев. «Мы практически уверены, что они намерены это сделать. Это именно та угроза, к которой мы должны сохранять бдительность и устранить ее», — сказал Каль.

Что касается Ирака, официальные лица Пентагона предупреждают, что иракские военные, которые, как и афганская армия, извлекли выгоду из многолетнего обучения США, не могут противостоять Исламскому государству. В прошлом месяце генеральный инспектор министерства обороны Пентагона Шон О’Доннелл написал, что иракская армия демонстрирует:

— «плохую оперативную безопасность»,

— «отсутствие достоверной информации об операциях против исламских государств»,

— «самодовольство и плохое тактическое управление и координация ударных средств».

Это предупреждение прозвучало накануне объявления о том, что военные операции США в Ираке завершатся к новому году, оставив этот вопрос на усмотрение неустойчивых иракских сил.

Еще есть Сирия. Один из собеседников на встрече в Манаме отметил, что в октябре ополченцы, поддерживаемые Ираном, начали атаковать американские войска в стране с помощью беспилотников, и США не ответили. Остин ответил консервативным бахвальством, но без подробностей. «США сохраняют за собой право защищать себя», — заявил он, — «в то время и в том месте, которое мы выберем».

Поворот в сторону Азии также оставляет после себя многообещающий спор между администрацией Байдена и Израилем, старейшим союзником США на Ближнем Востоке. В Манаме разразились разногласия между советником по национальной безопасности Израиля Эвалом Хулатой и главным советником Байдена по Ближнему Востоку Бреттом МакГурком по поводу минимальных требований, необходимых для заключения ядерной сделки с Ираном. Израиль хочет заставить Иран испытывать недостаток средств для создания ядерного оружия, так называемого потенциала прорыва. Хулата подчеркнул воинственную решимость Израиля остановить это. «Израиль будет защищаться от Ирана, если ему нужно, и мы готовимся к этому», — сказал он.

МакГерк сосредоточился на предпочтении дипломатии, отметив, что санкции без переговоров не помешали Ирану увеличить свой ядерный потенциал. На самом деле, как он намекнул, жесткая линия администрации Трампа побудила Тегеран активизировать свое развитие. «У нас нет иллюзий, что они внезапно меняют свою ориентацию или что режим рухнет из-за санкций», — сказал МакГерк. Хулата раздраженно возразил: — «Иран не пойдет на уступки только потому, что мы их вежливо просим. Они так не работают».

В прошлом месяце начальник штаба израильской армии генерал-лейтенант Авив Кохави выразил конкретную позицию Израиля. По его словам, израильские военные «ускорят оперативные планы и готовность к борьбе с Ираном и ядерной военной угрозой». Это была ссылка на решение премьер-министра Нафтали Беннета разрешить финансирование по планированию атак. Израильские официальные лица заявляют, что у них есть бомбы для взрыва бункеров и уничтожения укрепленных иранских ядерных объектов. Короче говоря, Байдену легче сказать, чем оставить позади себя проблемный Ближний Восток.

DANIEL WILLIAMS, корреспондент The Washington Post, Los Angeles Times и Miami Herald