В Думе взялись за реформу в школах. Учителя в ужасе: «Это прямая дорога к национальной катастрофе». Низкая зарплата – ещё цветочки…

В Думе взялись за реформу в школах. Учителя в ужасе: "Это прямая дорога к национальной катастрофе". Низкая зарплата – ещё цветочки...

В последнее время в России прогремел целый ряд скандалов, доказывающих, что в школах страны нужно проводить радикальную реформу. А как иначе, если учитель, попытавшийся пресечь хулиганство на уроке, становится уголовником, а ученик-нахал – «пострадавшей стороной» с сотней тысяч рублей компенсации? Чиновники, вместо того чтобы защитить педагогов, выпускают циркуляры: «Детей руками не трогать».

О том, почему в школах появился ворох проблем, «Новороссии» рассказала обозреватель «Царьграда» Ксения Дударева.

– Давайте начнем с вопиющего случая в Екатеринбурге. Что вообще там произошло и как учитель стал преступником?

– Ситуация, которая должна была бы разрешиться в стенах кабинета директора, превратилась в судебную тяжбу. Учитель физики Сергей Перминов – 26-летний парень, пошедший по стопам матери-педагога, – пытался утихомирить 15-летнего хулигана, который демонстративно срывал урок. Он схватил его за кофту и поволок к директору. Вместо разбора полетов в учительской – суд. А вместо наказания ученика – уголовное дело в отношении учителя.

– Но ведь он реально погорячился, разве нет?

– Конечно, он действовал не педагогично. Но его осудили на полтора года исправительных работ, а еще влепили запрет на работу по специальности и 120 тысяч рублей «морального вреда» тому самому хулигану. Но тут важно понимать, что это не частный случай, а сигнал всей системе: сегодня русский учитель абсолютно бесправен.

В Думе взялись за реформу в школах. Учителя в ужасе: "Это прямая дорога к национальной катастрофе". Низкая зарплата – ещё цветочки...Бывший учитель отчисляет 10% от зарплаты государству. Скрин с тг-канала ekboblsud

– И за него никто не вступился из Минобра?

– Я бы сказала, наоборот. Реакция свердловских чиновников – это яркий пример бюрократического идиотизма. Вместо того чтобы навести порядок и защитить педагогов, они по сути запретили им выполнять их прямые обязанности. Составили официальное «рекомендательное» письмо: учителям советуют вообще не прикасаться к ученикам. Представьте себе картину: в классе драка, а педагог, по логике этих чиновников, должен безучастно наблюдать, как дети избивают друг друга, ведь он «неприкасаемый» для «неприкасаемых». В соцсетях совершенно резонно спрашивают: «А что делать, когда в учителя летят стулья?»

– Очевидно, что в школах назрели реформы. Низкая зарплата педагога, переработки. В верхах собираются что-то делать?

– Да, проблема дошла, наконец, и до высоких кабинетов. Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов публично возмутился тем, что творится. Но здесь мы подходим к главному. Все думают, что главная беда учителя – это низкая зарплата. Так вот, низкая зарплата – ещё цветочки, есть проблема посложнее.

– Какая?

– Это тотальный, удушающий бумажный террор. Как точно охарактеризовал ситуацию вице-спикер Чернышов, сославшись на масштабное исследование: учитель превращен в клерка, а живое общение с учениками подменено бессмысленными отчётами. Педагоги подтверждают: они тратят до 10 часов в неделю и своё личное время на составление бесконечных справок, отчётов и планов. Преподавание, ради которого они шли в профессию, отошло на второй, если не на третий план. В Госдуме начались обсуждения закона, позволяющего избавить учителей от излишней бумажной работы.

– Педагоги надеются на реформу?

– Не особо. Учителя уже никому не доверяют и возроптали, мол, будет только хуже. У них уже выработан рефлекс: любая реформа сверху обернется новым валом бумажной работы. Они с горькой иронией боятся, что им поручат составить подробнейший отчет «о проделанной работе по сокращению бумажной работы». Доверие к любым инициативам подорвано, потому что система не меняется, а лишь плодит новые циркуляры.

– К чему, по-вашему, приведет такое положение дел? Уже говорят о катастрофической нехватке кадров.

– Оно уже привело. Цифры говорят сами за себя: нехватка учителей в стране достигла 600 тысяч человек. Молодежь не идет в профессию, а та, что идет, смотрит на нее с недоверием. Как пишут сами студенты-педагоги, из педвузов в рабство не затащить. Из 30 человек на курсе в школу идут двое-трое. Кто захочет работать за относительно низкую зарплату в условиях полного бесправия заваленный кипами бумаг? Учителя в ужасе говорят и про это и про реформы: «Скоро учить наших детей будет действительно некому, и это прямая дорога к национальной катастрофе».

Автор: Сергей Иванов