Как Геббельс пугал мирных немцев рассказывая, «как русские всех сошлют в Сибирь»
До самого последнего конца во времена Второй мировой войны, немцы продолжали подчиняться преступному нацистскому режиму. И даже после ряда катастроф на Восточном фронте, геббельсовская пропаганда заставляла солдат сражаться, находя эффективные аргументы.
«Фюрер найдет выход»
Вера немцев в победу пошатнулась уже после разгрома на курской дуге.
На смену идей о войне, как о решающей битве за Рейх, пришло понимание, что все происходящее – всего лишь бессмысленная бойня. Адъютант Гитлера по ВВС Николуас фон Белов в своих мемуарах писал, что на всех фронтах немецкие войска отступают. Исчезла уверенность в победе и остается только надежда на то, что «фюрер найдет выход».
Тут сказалась немецкая национальная черта. Ее Отто Дитрих назвал «некритичным подчинением воле сильной личности». В 1944 году пропагандисты Рейха понимали, что народу нужны более веские причины, чтобы продолжить сражаться, не смотря на то, что «гитлеровский гипноз» еще не рассеялся.
«Остановим русских на Висле»
Историк Сергей Молотов рассказывает, что потеря Крыма весной 1944 года, стало переломным моментом для военной пропаганды. После таких событий Геббельс решил уменьшить количество негативной информации с Востока. «Большое количество газетного пространства занимали снимки награжденных крестом. Чтобы увеличить цифры, данные про потери русских приводили за несколько дней. В это время изобрели термин «эластичный фронт», чтобы пояснить народу, почему Вермахт отступает. Якобы, немцам только надо занять выгодные позиции и русские не смогут больше наступать. Выпячивали любые преимущества гитлеровских войск. Говорилось, якобы на естественных рубежах, Красная армия не сможет прорвать оборону немцев. Но «непреодолимую преграду» приходилось все дальше сдвигать на Запад.
Просто удивительные результаты приносила постоянная «промывка мозгов» солдатам. К примеру, в 1944 году во время допроса больше половины немецких солдат заявили, что победа будет за Гитлером. А ведь в то время Красная Армия выходила уже к Восточной Пруссии. Все еще были уверены в победе половина немцев и в январе 1945 года, говоря про некое секретное оружие Гитлера.
«Всех сошлют Сибирь»
Пропагандисты заставляли боятся любого другого будущего, кроме власти Гитлера. Солдаты Вермахта говорили: «Радуйтесь войне, ибо мир будет страшным».
Жителей Третьего Рейха запугивали грядущим миропорядком, где Германия будет расчленена и ужасами советского плена. Красными буквами был выведен геббельский лозунг: «Победа или Сибирь». Его можно было встретить во многих городах Восточной Европы. И эту угрозу всерьез воспринимали. Как-то писатель-фронтовик Вадим Кожевников вспоминал, что один пожилой немец интересовался у него: «От какого до какого возраста вы будете вывозить нас в Сибирь?». В ответ русский боец пошутил: «Только новорожденных, самых свеженьких».
Все более предсказуемой становилась развязка. Уже в марте 1945 года Геббельс написал в дневник, что «народ не видит шанса на успех» и стал критиковать Гитлера. Но все таки немецкие фронтовики сохранили страх перед «большевистским хаосом», отвергая национал-социализм. На Восточном фронте вплоть до 9 мая 1945 года солдаты оказывали ожесточенное сопротивление, чтобы отдать коммунистам, как можно меньше территорий. К тому времени немцы уже смирились с грядущей англо-американской оккупацией.