Хот-дог достоинства и вареник свободы
На прошлой неделе на Украине с помпой отметили очередную годовщину начала событий на Майдане осенью 2013 года. В официальной украинской мифологии этот день называется «Днём Достоинства и Свободы». Но ограничиваться всего лишь одним днём украинцы не стали (это бы в корне противоречило широте малороссийской души), а решили продлить памятные мероприятия на десять дней, вплоть до 30 ноября. То есть до следующей значимой в легендариуме Майдана даты, приуроченной к организованной в недрах тогдашнего руководства АП провокации, известной как «звиряче побыття онижедетей».
Стартом праздничной (или траурной, кто их там разберёт) недели стало обращение президента Украины Зеленского к народу с поздравлениями, а также молебен и торжественное шествие с последующим возложением цветов в центре Киева под пафосным названием «Не будем терять достоинство. Защитим свободу».
Дабы подчеркнуть всенародный характер торжеств, принято решение провести то же самое, ну или типа того, во всех городах и посёлках Украины, благо в каждом из них есть ныне собственный мемориал «небесной сотни». Точнее «сотен», так как за прошедшие восемь лет стараниями активистов на местах туда приписали уже такое количество человек (в основном из местных), что впору говорить о «небесных тысячах». Нет, ну а что? Легенды требуют соответствующего масштаба, эпичности, а иначе кому они нужны?
Не оставят без внимания и подрастающее поколение. Школьникам организуют онлайн-уроки «достоинства» и офлайн-экскурсии «свободы» по местам, так сказать, боевой славы майдана. В общем, будет помпезно и на любой вкус.
Правда, со вкусом у этого «праздника» есть всё-таки небольшие проблемы. Я не стану напоминать, что на Украине он давно уже с примесью горечи от крови и гари. Не будем наводить тень на плетень, как многие наши коллеги, выдавая желаемое за действительное: то, что итогами майдана стали война в Донбассе, одесская Хатынь и прочие кровавые события, абсолютное большинство укрограждан не волнует от слова «совсем». Они просто об этом не задумываются и продолжают жить как ни в чём не бывало.
Равно как и совершенно их не заботит, что реальное управление страной перешло даже не в руки местных олигархов (как было на протяжении почти всех тридцати лет независимости и что представляет собой ещё полбеды), а так называемой семипосольщине и клеркам из МВФ, позволяющим себе раздавать уже не рекомендации, а прямые приказы, какие законы принимать и каких людей куда назначать.
Нет, обо всём этом «маленький украинец» не вспоминает, всё это для него слишком сложно и высоко, гораздо выше, чем тын вокруг его личных картофельных грядок. А дальше он и не смотрит, зачем ему?
Но есть во всём этом привкус чего-то такого, от чего временами сводит скулы даже у самого прожжённого свидомита. По результатам шабаша, устроенного в центре украинской столицы зимой с 2013 на 2014 год, Украина не добилась ничего из того, за что, так сказать, они скакали на майдане. Ничего, кроме возможности эту самую страну «достоинства и свободы» покинуть навсегда в восточном или даже западном (спасибо безвизу) направлении.
И вот тут им становится немножечко обидно. Нет, вслух они об этом не скажут никогда. Для них это будет большим позором, чем пройтись голыми по Крещатику, предварительно обвалявшись в дерьме. Но на собственных кухнях (прямо как во времена так ненавидимого ими «совка»), заливая разочарование горилкой, возможно, смогут признаться самим себе, что не просто променяли шило на мыло, а отдали последние портки за призрачную надежду однажды получить обещание построить им когда-нибудь светлое будущее. А в результате страну «уронили», в НАТО не взяли, в Евросоюз не пригласили, да и с кружевными трусиками у большинства тоже как-то не срослось.
Повторюсь, на Украине мало найдётся тех, кто способен признать поражение Майдана. (Да-да, именно поражение. Ведь если в итоге борьбы ты получаешь результаты, прямо противоположные ранее заявленным целям и при этом с откровенно негативными последствиями, то никто в здравом уме такой исход победой не назовёт). Но ещё меньше тех, кто способен осознать личную ответственность за произошедшую катастрофу. Это уже нечто большее, чем просто позор, это потеря веры и смысла. А при таком раскладе свести счёты с жизнью проще, чем найти в себе силы жить дальше.
Но малороссы ― народ очень жизнелюбивый и, для того чтобы не доводить себя до мыслей о суициде, старательно выбрасывают из своих голов весь этот декадентский бред о мере и ответственности. Благо и родное руководство, как может, помогает им в этом. Доведя народ до крайней степени нищеты и ничтоже сумняшеся шагнув за этот край, украинские власти просто не оставили людям шанса витать в эмпиреях, а заставили их думать только об одном ― как выжить.
Перефразируя мысль графа Калиостро из прекрасной кинокомедии Марка Захарова «Формула любви», скажем: когда занят поисками пропитания, ни о чём другом уже не думаешь. Но увы, до конца таким нехитрым способом проблему устранить не получается. Нет-нет да и призадумается кто-то: не так живём. А ещё, не дай бог, начнёт вопросы каверзные задавать: а может быть, всё-таки не туда мы свернули восемь лет назад?
И вот для того, чтобы этого не происходило, чтобы даже не давать мозгам поработать, на Украине придумали национальный вид спорта ― «установи рекорд». Причём повод для рекорда должен быть максимально нелепым и абсурдным (не факт, что такая задача ставится изначально, но в результате всегда выходит именно так).
Но то ли с голодухи ни о чём другом уже думать не получается, то ли в принципе на Украине слишком силён культ еды, но почти все украинские рекорды а-ля Гиннесс имеют откровенно гастрономический смысл.
Буквально накануне «славного» праздника стало известно, что Роганский мясокомбинат, расположенный в первой украинской столице ― городе Харькове, приготовил самый большой на Украине хот-дог. Руководитель Национального реестра рекордов Украины Лана Ветрова похвасталась, что харьковская сосиска длиной 2 метра и 15 сантиметров побила предыдущий рекорд среди колбасных изделий, который равнялся лишь 1 метру 83 сантиметрам.
Этот величественный образец фаст-фуда оказался весом в 16 кг, а на его украшение ушло по литру горчицы и кетчупа и несчитанное количество морковки «по-корейски», маринованных огурцов, лука и сыра. Все были сыты и счастливы.
Так же, как тогда, когда в Полтавской области лепили самый большой в мире вареник, в Херсоне выкладывали арбузами трезубец, в Кировограде нарезали самый большой бутерброд с салом и так далее.
Кстати, подобные рекорды очень напоминают американский футбол. Ну, в том смысле, что никто, кроме американцев, в него не играет и потому Super Bowl, пафосно называемый финалом чемпионата мира, неизменно выигрывает команда из США. Так что самый большой вареник навсегда останется чисто украинским достижением, так как никому больше в голову не придёт лепить блюдо национальной малороссийской кухни.
И, радуясь как дети очередному подобному достижению, жители Украины на время забывают о реальных «завоеваниях» Майдана: о нищете, о непомерных тарифах на коммуналку, о повальной коррупции и беспределе, о бесправии простых людей и вседозволенности чинуш, а также о тысячах убитых или пропавших без вести и миллионах, добровольно покинувших эту страну.
Вы думаете, они обо всём этом не знают? Ничего подобного, знают прекрасно, просто вспоминать не хотят, вот и организовывают подобные массовые мероприятия. Как говорил герой другого великого фильма Захарова «Убить дракона»: «Дома мы знали. Но когда при всех… Когда вот эта вся обстановка… Когда все вместе… Вот тут все плакали от счастья».
И они плачут, смеются, кричат, веселятся, шумно взрывают петарды и хором поют заунывный гимн, лишь бы не слышать грохота разрывов по соседству и заглушить голос совести в своих душах. А он есть, он не молчит. И потому с ними так тяжело говорить по душам, и потому они старательно избегают любых прямых и откровенных разговоров о жизни.
Поздравляя соотечественников с годовщиной Майдана, Зеленский тоже вспоминал о душе и о жизни.
«Мы красивый, сильный, смелый, умный, талантливый народ. Непобедимый. Именно потому, что у нас есть достоинство. Для нас рабство — это унижение. Потеря свободы — это потеря чести. Потеря чести — это потеря сердца. Потеря сердца — это потеря души. А потеря души для нас — это потеря жизни. Поэтому мы готовы бороться ценой собственной жизни».
Красивые слова, перебор с патетикой, конечно, но всё равно красиво. Вот только нет в них ни капли правды. Ведь если бы она была, никого бы на Украине уже давно в живых не осталось. Сгорели бы от стыда и позора. И никакие хот-доги достоинства и вареники свободы не помогли бы. Так что, «с праздником», Украина, веселись, пока ещё можешь…
Алексей Белов