Почему литовцам дешевле заправить машину в Польше
И я совсем не смеюсь, жителям приграничных с Польшей районов Литвы действительно дешевле съездить в Польшу на заправку. Самое поразительное, что единственный в Литве НПЗ ORLEN Lietuva принадлежит польской компании PKN Orlen (Polski Koncern Naftowy Orlen).
«Интересно, что сейчас в Польше ниже не только цены на товары и услуги, но и на горючее. Например, средняя цена на бензин (A95) в Литве составляет 1,47 евро, а в Польше – 1,28 евро, т.е. на 15% ниже. Разница цен в основном образовалась за счет снижения курса злотого, поэтому из-за этого ниже акцизы. Их устанавливают в злотых, поэтому при снижении курса злотого, цена в евро снижается», – рассказал экономист банка Luminor Жигимантас Маурицас на своей странице в Facebook.
Сначала немного цифр:
Акциз на бензин в Литве составляет 0,466 евро за литр, в Польше на 11 евроцентов ниже, там он 0,357 евроцентов за литр топлива. Если добавить к акцизу НДС, то разница увеличивается еще больше, НДС в Польше выше, чем в Литве на 2% (23% в Польше и 21% в Литве).
Курс злотого евро упал на 4,5%, потребительская инфляция в Польше выросла на 6,4%, в Литве на 8,2%. Снизившийся курс злотого несколько нивелирует инфляцию, которая и без этого в Польше ниже на 1,8%.
В итоге заправляться в Польше дешевле на 0,19 евроцентов с литра бензина. Заодно можно посетить торговые центры, товары в Польше тоже дешевле чем в Литве.
Самое страшное, что Литва не может себе позволить девальвировать евро, ведь это общеевропейская валюта. Польша, имея собственную валюту, спокойно проводит небольшую девальвацию и имеет лучший результат в экономике, чем соседняя Литва.
Уже можно прогнозировать пробки на границе Литвы с Польшей, не из-за мигрантов, из-за граждан Литвы, стремящихся сэкономить на фоне увеличившихся налогов, стремительно дорожающих услуг ЖКХ, очень дорогих лекарств и так далее.
Литовские граждане во всем обвиняют правительство своей страны, очень сильно его ругают на любых площадках, особенно там где ещё это можно сделать анонимно без регистрации. Имея собственный и единственный НПЗ в Прибалтике иметь цены на бензин выше чем в Польше кажется мне несколько странным. Можно всё свалить на владельцев АЗС, но доля их вины в цене на горючее не такая и большая. Так что все претензии нужно адресовать государству, установившему высокие акцизы и отказавшемуся от национальной валюты. Во времена хождения лита было несколько проще контролировать экономику страны.
«Этой зимой все пути будут вести в Польшу», – предрек Жигимантас Маурицас.
Думаю что не только зимой литовцы поедут в Польшу за бензином и покупками. Если в родной стране цены выше на 15%, то не стоит сомневаться в том, что бензиновые туры станут очень популярными. Хотя если из Вильнюса до Suwałki можно доехать по трассе VIA Baltika менее ем за три часа, то количество желающих съездит на шопинг в Польшу может резко увеличиться. А из Каунаса так и вовсе 1.5 часа езды до города Suwałki.