Китай это друг или угроза: создан военный союз Москвы и Пекина
Россия и Китай подписали план военного сотрудничества до 2025 года. Документ стратегический. Де-факто это оформление военного союза.
Министр обороны России Сергей Шойгу сказал военному министру Китая Вэй Фэнхэ, используя в том числе китайские слова:
«Товарищ министр, ни-хао!.. Китай и Россия в течении многих лет являются стратегическими партнёрами. Сегодня в условиях усиливающейся геополитической турбулентности развитие нашего взаимодействия особенно актуально».
У этого союза нет громкого названия, однако, в случае угрозы со стороны американской стратегической авиации или флота принято решение действовать совместно.
Сергей Шойгу и его коллега Вэй Фэнхэ утвердили планы совместных учений на несколько лет вперёд.
Вэй Фэнхэ говорил там, словно союз уже не только военный, но и экономический:
«Мы полностью противостояли давлению и сдерживанию со стороны США. Мы преодолели последствия от коронавируса. И мы также восстановили экономический рост»
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ РОССИЮ И КИТАЙ?
Общие угрозы. Бывший мировой гегемон — США, активно «сдерживает» Россию и Китай системой военных баз и отрабатывает возможные ядерные удары по территории наших стран.
Союз Москвы и Пекина в этом контексте абсолютно логичен.
У России есть превосходные стратегические ядерные силы, сверхзвуковые ракеты, современные ВКС и качественный спецназ, а Китай обладает колоссальным военно-промышленным потенциалом и резервом в десятки миллионов потенциальных солдат. Вместе Россия и Китай непобедимы.
Может быть, слова эти звучали бы убедительнее, если бы исходили не от политика страны НАТО, считающейся одной из самых антироссийских.
Однако, такой взгляд популярен и в среде ряда российских политологов. Существуют опасения, что Китай проникнет в сферу традиционных российских интересов в Центральной Азии, да и вообще Дальний Восток и Сибирь попробует отобрать.
Однако, мне представляется, что опасаться «китайской угрозы» не стоит.
Почему?
Во-первых, китайские политики очень прагматичны. Для них экспансия в российскую зону влияния не приоритетна. От России они и так получают энергоресурсы (за хорошие деньги) и военный союз с Москвой важнее любых мечтаний о холодных землях Дальнего Востока.
Публицист и переводчик, полиглот Дмитрий Пучков правильно сказал:
«Для того чтобы понимать, чего хотят китайцы, надо посмотреть на карту Китая. И внезапно обнаружить, что китайцы любят жить вдоль побережья южных морей… Они любят, когда тепло, светло, мухи не кусают и вокруг масса полезных морепродуктов. В пустыне Гоби китайцы жить не хотят. На границе с Сибирью китайцы тоже жить не хотят…Осваивают китайцы в первую очередь Африку. Целый континент, а не часть типа Сибири. Африка — это отдельный континент, гигантский. Где, соответственно, масса полезных ископаемых, которые Китаю, китайской промышленности нужны»
Да, Китай с экономической точки зрения намного мощнее России. И в союзе наших стран Китай будет играть главную роль. С этой мыслью стоит смириться. Москва не будет диктовать условия. С Пекином придётся договариваться иначе.
Однако!
При новом миропорядке, такой тандем взаимовыгоден. При поддержке Китая Россия может вернуть влияние на Украине, в Прибалтике, на Балканах, в Казахстане. Глобальный Китай станет доминировать в остальной части Азии, в ряде стран Европы и в Африке.
А совместные проекты масштабные и крутые: строительство лунной базы, например.
Да, российско-китайские отношения знавали разные времена. Была и дружба не разлей вода, когда Пекин выступал в роли младшего брата, послушного воле Москвы. Были ссоры и военные конфликты, например, бои за остров Даманский.
Территориальные споры вообще имеют богатую историю, а наши Приморье, Хабаровский край, Тыва когда-то считались частью империи Цин.
Однако, сейчас особое время. В совместном заявлении Владимира Путина и Си Цзиньпина в июне 2021 года говорится, что отношения стран это даже больше, чем союз:
«Не являясь военно-политическим союзом, подобным союзам, сложившимся в период холодной войны, российско-китайские отношения превосходят такую форму межгосударственного взаимодействия. Они не носят конъюнктурного характера, свободны от идеологизации, предполагают всеобъемлющий учет интересов партнера и невмешательство во внутренние дела друг друга, самодостаточны и не направлены против третьих стран, являются международными отношениями нового типа».