Оползень в Севастополе перекрыл последний участок «Тавриды»
Сегодня утром многотонный массив грунта съехал со склона в районе Инкермана и парализовал движение по севастопольскому участку новой федеральной трассы. Одновременно блокировано движение по т.н. объездной Президентской дороге на Балаклаву и Ялту.
Первыми о сходе оползня сообщили очевидцы в социальных сетях. Следом факт масштабного инцидента подтвердило руководство АО «ВАД» — питерской компании-подрядчика, которая строит «Тавриду».
Сейчас здесь стоит весь транспортный поток из Симферополя на Севастополь и в обратном направлении. Машины вынуждены запустить по старой дороге через село Верхнесадовое. Естественно, сразу образовались масштабные пробки. «Ведутся работы по устранению сошедшей на дорожное покрытие земли. О сроках восстановления движения через седьмой этап «Тавриды» и Президентскую дорогу будет сообщено дополнительно», — уклонился от подробностей ВАДовский пресс-секретарь Григорий Назаров.
На самом деле, большой вопрос обладает ли он сам точной информацией о масштабе ЧП? Нынешний оползень образовался на огромном свеженасыпанном склоне. Склон крутой, а главное, никак не укрепленный бетонными конструкциями или корнями деревьев. Плюс погода в Крыму – почти как в Москве. Небесные хляби разверзлись, дождь сменяется мокрым снегом. По холмам текут грязевые сели, грунт подмывает буквально на глазах. «Предварительно, причиной обвала грунта стали затяжные осадки», – заявляет департамент транспорта Правительства Севастополя. На условиях анонимности спецы-гидротехники подтверждают, что уже в ближайшее время на «Тавриде» вполне вероятны новые оползни.
Накануне власти Севастополя радостно отчитались об «опережающих темпах строительства» восьмого, последнего участка федеральной трассы «Таврида». Кроме дорожного полотна тут должен появиться новый мост, пара больших путепроводов и два тоннеля. Причем весь участок расположен в сильно пересеченной, практически горной местности. На севастопольских порталах многие высказывали сомнение, мол, в данных условиях вряд ли необходимо «опережение сроков». Как говорится, лучше позже, да лучше. Однако строителей вынуждают гнать темп.
Ситуация становится слишком похожей на март 2017-го, когда гигантский оползень под заблокировал все Южнобережье, в прямом смысле сожрав стратегическую магистраль Симферополь-Бахчисарай-Севастополь на участке между селом Фруктовым и станцией «Мекензиевы горы». Чтобы понять небывалый, по-настоящему всекрымский масштаб транспортной катастрофы, достаточно было взглянуть на карту. Удар пришелся на первую большую развязку перед городом-героем, где бахчисарайская дорога расходится на три направления: к аэропорту Бельбек и Евпатории, на севастопольскую Северную сторону и основное направление — подъем вверх, откуда машины идут через Инкерман непосредственно в Севастополь или к Ялтинскому кольцу.
Представьте, вот эта, реально самая главная севастопольская дорога — внезапно исчезла! Никто не знал, куда девать бесконечные колоны грузовых фур. Стало невозможно напрямую проехать в город, невозможно завернуть на Южный берег Крыма. Миллионы отдыхающих-россиян остались без привычного севастопольского маршрута на Балаклаву, Ласпи, Сарыч, Форос, Кацивели, Симеиз, Алупку. Оставался единственный доступный путь на эти знаменитые курорты ЮБК – неимоверно длинным объездом через Симферополь на Ангарский перевал, потом вкруговую через Алушту и Ялту. Так самый престижный курортный регион республики фактически оказался в транспортной блокаде.
Впрочем, поначалу перекрыли лишь одну полосу. Очень надеялись, что губительный процесс остановится. Такое уже случалось. При Украине год за годом сюда клали новое покрытие, пытаясь замазать непонятные горбы. Однако все равно на спуске и подъеме руль приходилось держать крепко, чтобы не бросило в сторону на очередной неизвестно откуда взявшейся рытвине.
Увы, уже за две первые недели оползень порвал асфальт до конца. Через всю ширину дороги образовались разломы высотой в человеческий рост, где селфился отчаянный народ. Прошли ещё дожди, не прибавившие стабильности грунту. Вместо плавного сползания пласты земли начали сходить рывком. Соцсети заполнил черный стеб: «Наш большой севастопольский каньон…»
Правительство Севастополя объявило режим ЧС.. На ремонт трассы из городского резервного фонда экстренно выделили 70 млн рублей. Хотя оказалось, федеральный бюджет потратил на порядок больше. Гражданские фирмы не справлялись. На помощь пришло Министерство обороны. Пришлось снимать всю грунтовую массу километрового горного склона. Прежде всего, возводили масштабные конструкции по дренажу и водоотведению. Ведь если не сделать дренаж, просто закрепив снизу оползень подпорной стеной — из-за подпочвенных вод конструкция гарантированно рухнет. Следом пошла подсыпка и утрамбовка нового грунта, укладка дорожного покрытия. Использовали советский опыт восстановления горной дороги к Форосу. Похожая технология применялась при ремонте старой ялтинской трассы в районе урочища Алсу.
Как итог, после мартовского оползня 2017 года магистральная трасса Севастополь–Симферополь оставалась заблокированной пять долгих месяцев – и была окончательно открыта для проезда лишь в конце августа. Похоже, строители «Тавриды» не сделали выводов из этих чрезвычайных событий.