В правительстве придумали «технологический сбор» — новый инструмент импортозамещения или просто еще один налог

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>В правительстве придумали «технологический сбор» — новый инструмент импортозамещения или просто еще один налогСегодняСегодня4 минОглавление

Показать ещёВ правительстве придумали «технологический сбор» — новый инструмент импортозамещения или просто еще один налог

В сентябре 2026 года в России планируется ввести так называемый «технологический сбор» — механизм, который должен финансировать развитие критически важных отраслей промышленности, прежде всего радио- и микроэлектроники. По замыслу властей, плательщиками сбора станут как импортеры, так и отечественные производители промышленной продукции, причем вне зависимости от степени локализации. Средства пойдут в специальные фонды, а сбор будет вводиться поэтапно — сначала на готовую продукцию, затем, вероятно, на компоненты и оборудование.

Звучит благородно. Но опыт предыдущих аналогичных инициатив — особенно утилизационного сбора на автомобили — заставляет относиться к нововведению с глубоким скепсисом.

Утильсбор: история, которая повторяется

Еще в 2012 году в России был введен утилизационный сбор, якобы предназначенный для создания системы переработки отслуживших автомобилей. Однако, как показала практика, ни утилизации, ни компенсаций автовладельцам так и не последовало.

Вместо этого сбор превратился в скрытый налог, средства от которого пошли на субсидирование автопроизводителей, в том числе иностранных, просто перенесших сборку на российские площадки.

«Утильсбор стал не механизмом экологической ответственности, а инструментом промышленной политики», — отмечает Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система». — При этом эффективность этого инструмента в плане развития реального автопрома оказалась крайне низкой. За 13 лет мы так и не получили ни одного по-настоящему российского автомобиля, ни одного конкурентоспособного автокомпонента».

Он превратился в косвенный налог, встроенный в стоимость новых автомобилей, а собранные средства направлялись на субсидирование автопроизводителей (в том числе иностранных), а не на создание системы утилизации или развитие отечественного автокомпонента.

Технологический сбор: те же схемы, другие названия?

Сейчас правительство предлагает повторить тот же путь — только в другом секторе. На этот раз жертвой «технологического патриотизма» может стать электроника. Однако и здесь возникают серьезные вопросы.

Идея целевого финансирования высокотехнологичных отраслей за счёт специальных сборов обсуждается в российском правительстве ещё с начала 2020-х годов. Тогда, будучи первым заместителем председателя правительства, Андрей Белоусов неоднократно заявлял о необходимости создать «независимую микроэлектронную базу» и предлагал рассматривать механизмы прямого изъятия средств с импортозамещаемых сегментов. Однако с мая 2024 года Белоусов возглавил Министерство обороны и больше не курирует промышленную или экономическую политику. Сегодня разработкой и продвижением концепции технологического сбора занимается Минпромторг под руководством первого вице-премьера Дениса Мантурова, который отвечает за развитие промышленности и импортозамещение.

Однако ни один эксперт не называет конкретных проектов или компаний, которые реально смогут освоить эти деньги. Между тем, доля импорта в российском рынке электроники превышает 70%, а в сегменте микросхем — и вовсе95% (по данным Росстата и Ассоциации предприятий радиоэлектронной промышленности, АПРЭП).

«Если вы хотите стимулировать импортозамещение, нужно создавать условия для инвесторов: доступное финансирование, конкурентоспособную инфраструктуру, квалифицированные кадры, — подчеркивает Игорь Агафонов, генеральный директор АПРЭП. — А не просто собирать деньги с импортеров и раздавать их по знакомству. История с утильсбором показала: без прозрачных правил и жесткого контроля любые “фонды развития” превращаются в кормушку».

Инфляционный эффект и риски для потребителей

Еще одна тревожная деталь: сбор будет применяться к продукции, где доля отечественного производства минимальна. Это значит, что издержки лягут в основном на импортеров — а те, в свою очередь, переложат их на конечных потребителей.

«Мы говорим о товарах, которые в массе своей не производятся в России: компьютеры, бытовая электроника, телекоммуникационное оборудование. Доля импорта в этих сегментах — от 50 до 90%. Любое увеличение издержек неминуемо ударит по карману граждан и бизнеса», — предупреждает Сергей Хестанов, советник гендиректора банка «Открытие» и экономист с многолетним опытом анализа промышленной политики.

По его оценкам, даже умеренный сбор в 3–5% может вызвать рост цен на электронику на 2–4%, что в условиях устойчивой инфляции в 7–8% (прогноз Минэкономразвития на 2026 г.) будет ощутимым.

Что должно быть сделано, чтобы сбор не стал очередным побором?

Эксперты сходятся во мнении: чтобы технологический сбор не повторил судьбу утильсбора, необходимо:

1.Прозрачность распределения средств — публичные отчеты о том, кто получил деньги, на какие проекты, какие результаты достигнуты.

2.Фокус на компонентной базе, а не на сборке. Иначе мы получим очередные «российские» ноутбуки с китайской начинкой и наклейкой «Сделано в РФ».

3.Параллельные меры поддержки — дешевые кредиты, льготы по энерготарифам, налоговые преференции, развитие инженерного образования.

4.Сроки и KPI — без четких целей и сроков любая «промышленная политика» превращается в долгосрочную ренту для избранных.

Благие намерения vs реальная экономика

Идея технологического сбора не нова — похожие механизмы существуют в Индии, Турции, Бразилии. Но в этих странах они действуют в связке с жесткими программами локализации, развитой инженерной базой и реальной конкуренцией. В России же пока нет ни первого, ни второго, ни третьего.

«Пока это выглядит как попытка решить структурные проблемы экономики за счет очередного скрытого налога, — резюмирует Надоршин. — Если не изменить подход, мы просто будем собирать деньги с граждан, чтобы поддерживать иллюзию технологического суверенитета».

В 2026 году россияне вновь окажутся перед выбором: платить больше за импортную технику — или довольствоваться “отечественной” с тем же содержимым и другим шильдиком. История с утилизационным сбором уже показала, чем это обычно заканчивается.

Источник