Нестабильность в тихоокеанском регионе: США упускают стратегический шанс противостоять Китаю
Антиправительственные демонстранты в Хониаре, столице Соломоновых островов, на прошлой неделе потребовали отставки премьер-министра, сославшись на предполагаемую коррупцию его правительства и его связи с Китайской Народной Республикой (КНР). После того, как полиция применила слезоточивый газ по мирным демонстрантам, начался хаос. Загорелся флигель у здания парламента, на полицейский участок было совершено нападение, и по городу бродили толпы возбужденных людей. В течение следующих двух дней большая часть китайского квартала Хониары была сожжена и разграблена. Однако один «китайский» магазин, увешанный тайваньскими флагами, пощадили.
Раньше американцы знали о Соломоновых островах и о том, почему они имеют значение. Одного слова «Гуадалканал» было достаточно. Вот где морские пехотинцы США и японские войска вели долгую кровопролитную кампанию во Второй мировой войне. Но правительство США десятилетиями почти не обращало внимания на Соломоновы острова, хотя сейчас они так же важны, как и в 1942 году.
Соломоновы Острова являются «стратегической территорией» в сегодняшнем противостоянии КНР с США и их союзниками. Удерживайте Соломоновы острова, и вы сможете изолировать Австралию от США и остальной Азии. И вы можете и дальше доминировать на юго-западе и южной части Тихого океана — как пытается Пекин в рамках своей долгосрочной стратегии политической войны.
Соломоновы острова долгое время находились под прицелом Китая. В 2019 году правительство премьер-министра Манассии Согаваре перенесло официальное дипломатическое признание страны с Тайваня на КНР. Широко распространенные сообщения и слухи утверждали, что Согаваре и другие влиятельные фигуры приняли китайские деньги и заказы в рамках этой сделки. В других сообщениях того времени говорилось, что китайцы планируют построить военную базу на Соломоновых островах. Весь остров Тулаги действительно находился под действующим контрактом с китайской компанией, пока правительство Соломоновых Островов не отменило сделку после того, как она спровоцировала общественные протесты.
После дипломатического перехода от Тайваня к КНР существующее недовольство усилилось, особенно в густонаселенной провинции Малаита. Премьер-министр Малаиты Даниэль Суидани выступает против переноса признания Пекина и утверждает, что он сам отказался от взяток. Большинство малаитанцев поддерживают Суидани, и провинция даже подумывала о независимости.
Сообщается, что Согаваре не позабавило сопротивление его планам, в том числе открытие обширных ресурсов Малаиты компаниям его покровителей, связанным с КПК. Когда в начале этого года Суидани потребовалась срочная медицинская помощь, правительство попыталось помешать ему выехать за границу для получения необходимого лечения — очевидно, надеясь, что «проблема Малаиты» исчезнет вместе с ним. И австралийцы тоже не сильно помогли, хотя Суидани в конечном итоге удалось получить необходимую помощь — на Тайване.
После возвращения Суидани Согаваре, как сообщается, подтолкнул подозрительно хорошо финансируемых местных друзей вынести ему резолюцию о вотуме недоверия в провинциальный парламент. Однако сопротивление общественности было таким, что «спонсорам» пришлось отозвать предложение и принести извинения. Сообщается, что за всем этим стоит Пекин.
Полезен также небольшой контекст: многие местные жители Соломоновых Островов смотрят на недавно прибывших этнических китайцев с подозрением. Причины известны везде, где бы ни была китайская диаспора в Тихоокеанском регионе, они часто доминируют в местной торговле, привлекают китайских рабочих для проектов, финансируемых Китаем, и экспортируют прибыль (и сырье), поэтому местные жители не видят особых выгод. А вместе с китайцами процветает организованная преступность и коррупция.
Так что протесты и беспорядки на прошлой неделе не были полной неожиданностью. В настоящее время австралийцы отправляют войска, полицию и горстку дипломатов для поддержки правительства Согаваре. Во внешней политике всегда есть ирония. Примите во внимание, что Австралия, вовлеченная в неприятную экономическую и политическую борьбу с КНР, отправляет войска для поддержки премьер-министра Соломоновых Островов, которые, как сообщается, у китайцев в кармане. И Канберра поддерживает его против граждан, которые хотят, чтобы он ушел в отставку и было ликвидировало влияние Китая.
Пекин должен послать правительству Моррисона благодарственную записку. Есть австралийцы, знакомые с Соломоновыми островами и с идеями о том, куда двигаться в направлении свободной нации. Интересно, однако, уделяет ли Канберра им много внимания. Что касается Соединенных Штатов, у большинства американцев нет ни времени, ни желания обращать внимание на Соломоновы Острова. И, по-видимому, у посольства США все в порядке. По крайней мере, было бы, если бы на Соломоновых островах было посольство США. Но, нет ни одного.
Американцы передали свою внешнюю политику в этой части мира австралийцам. И, соответственно, интересы Америки также передаются на аутсорсинг. Что бы вы ни говорили, если вас там нет, вам неинтересно. А у Вашингтона практически нет способности учитывать местную политику — и незаметно влиять на местные дела. Это упущенная возможность: на самом деле, на Соломоновых островах существует огромное количество людей, которые хотят, чтобы американцы были рядом. Они умоляли американцев открыть посольство и даже, по некоторым данным, их на военное присутствие. «Отсутствие присутствия» и интереса со стороны Вашингтона вызывает недоумение и разочарование многих жителей Соломоновых Островов.
Администрация экс-президента Дональда Трампа уделяла островам Тихого океана больше внимания, чем любая предыдущая администрация. Но она не могла вовремя объединить свои усилия на юго-западе и южной части Тихого океана, чтобы воспользоваться возможностями для установления своего присутствия там и поддержки интересов США. В 2020 году, когда правительство Согаваре попыталось экономически принудить провинцию Малаита к соблюдению требований, США выделели 25 миллионов долларов из средств USAID непосредственно Малаите. Но это было воспринято как поспешный ответ на вторжение КНР и не могло заменить собой постоянное присутствие, такое как посольство.
Извинения Госдепартамента уже известны: недостаточно денег и дипломатов. Действительно? Нет недостатка в офицерах дипломатической службы, претендующих на должности в Вене и Брюсселе. Но очень немногие хотят попасть в Тихий океан, где жизнь не такая шикарная, хотя важность для интересов США огромна. Что до нищеты? Может быть, взять деньги на «R&R» и «отпуск на родину» для американских дипломатов на труднодоступных постах, таких как Лондон, Париж, Токио и т.п., и применить их для поддержки миссии на Соломоновых островах? Это просто вопрос приоритетов.
Посол США на Палау показал, на что способны несколько нужных людей в нужных местах. Палау стойко сопротивлялась уговорам и давлению Китая с целью отказаться от признания Тайваня, а в 2020 году попросила американцев создать в стране военную базу. Министерство обороны не слишком удачно отреагировало на это редкое предложение. А военное присутствие США на Соломоновых островах? Кажется, оно хорошо спрятано. Полк скучающих офицеров строит слайды PowerPoint в штаб-квартире INDOPACOM. Может, некоторых из них можно пощадить? И морским пехотинцам США следовало бы обратить внимание на Соломоновы острова, учитывая их прошлую историю и новую стратегию, которая требует рассредоточения небольших подразделений по всему Тихому океану.
И, по крайней мере, кто-то из Министерства обороны должен был принять во внимание недостатки, позволяющие противнику обосноваться на Соломоновых островах и прилегающих территориях, и цену необходимости «отвоевывать» эти места в любом сценарии конфликта. Премьер-министр Согаваре утверждает, что за недавними протестами стоят «посторонние», то есть американцы. Если бы он только знал. Пустой участок в Хониаре, где должно находиться посольство США, должен сказать ему — и китайцам — все, что ему и им нужно знать об американском влиянии на Соломоновых островах.
Так что же делать? Вашингтону следует запомнить эту фразу: если вас там нет, вам неинтересно. «Быть там» было бы хорошим первым шагом.
GRANT NEWSHAM