Соглашения Авраама помогают Израилю влиять на Ближний Восток
Джон Керри, бывший госсекретарь США, который в настоящее время является специальным посланником президента Джо Байдена по вопросам климата, наконец-то смог понаблюдать за подписанием ближневосточного соглашения в понедельник.
Однако это было не то израильско-палестинское соглашение, о котором бывший министр обороны Израиля Моше Яалон сказал, что Керри был «одержим им» и «мессиански настроен» в отношении посредничества между Израилем и палестинцами. Нет, это было подписание в Дубае трехстороннего соглашения между Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Иорданией по энергетике и водным ресурсам.
Согласно этому соглашению, принадлежащая правительству ОАЭ фирма построит большую солнечную электростанцию на юге Иордании, которая затем будет продавать энергию Израилю. Израиль, в свою очередь, либо построит новый опреснительный завод, либо будет поставлять Иордании – через имеющиеся опреснительные установки – около 200 миллионов кубометров воды в год, что в четыре раза увеличит объем опресненной воды, которую он в настоящее время продает Хашимитскому королевству.
Керри, стоя рядом с наследным принцем ОАЭ Мухаммедом бин Заидом, наблюдал за тем, как министр энергетики и водных ресурсов Израиля Карин Эльхаррар, министр по вопросам изменения климата ОАЭ Мариам Альмхейри и министр водных ресурсов и ирригации Иордании Мухаммед Аль-Наджар подписывали соглашение.
Ирония ситуации была поразительной, поскольку именно Керри – в своем ужасном предсказании, которое всегда будет сопровождать обсуждение его дипломатического наследия на Ближнем Востоке – заявил на конференции в 2016 году, что Израиль никогда не достигнет сепаратного мира ни с одной арабской страной без предварительного подписания соглашения с палестинцами. Он подчеркнул тогда, что этого не только не произойдет, но он полностью уверен, что этого не произойдет.
«Я слышал, как несколько видных политиков в Израиле иногда говорили: «Ну, арабский мир сейчас находится в другом месте, мы просто должны связаться с ними, мы можем решить некоторые вопросы с арабским миром, а с палестинцами мы разберемся». Нет, нет, нет и нет», – сказал Керри на конференции Сабана в 2016 году. «Не будет никакого продвижения и отдельного мира с арабским миром без палестинского процесса и палестинского мира, – продолжил он с полной уверенностью. – Все должны это понять. Такова суровая реальность».
Эти комментарии прозвучали менее чем за месяц до того, как администрация Обамы, в которой работал Керри, в последний месяц своего пребывания на посту позволила принять резко сформулированную антипоселенческую резолюцию Совета Безопасности ООН, и незадолго до того, как Керри выступил в Госдепартаменте с речью по Ближнему Востоку, в которой он возложил всю вину за дипломатический тупик с палестинцами на Израиль.
Тем не менее, в понедельник Керри стоял рядом с кронпринцем ОАЭ и наблюдал за созреванием плодов отдельного (от палестинского вопроса – прим.) мирного соглашения между Израилем и арабами, – соглашения, которое, как он был уверен, никогда не осуществится.
Важность того, что было подписано в понедельник, выходит за рамки поставок возобновляемой энергии в Израиль и опресненной воды в Иорданию. Эта сделка переносит выгоды от соглашений Авраама на другие страны региона, а не только на каждую из арабских стран, с которыми Израиль достиг соглашения: ОАЭ, Бахрейн, Марокко и Судан.
Как написали Гаит аль-Омари и Саймон Хендерсон в статье для Вашингтонского института ближневосточной политики, эта сделка «демонстрирует дополнительные пути развития соглашений Авраама».
«До сих пор большая часть дипломатической активности вокруг соглашений была направлена на присоединение новых стран или углубление двусторонних связей между Израилем и его новыми партнерами, – пишут они. – Эти усилия могут быть продолжены, но сделка по солнечной энергии и воде показывает, как соглашения могут одновременно углубить отношения Израиля с первым поколением арабских миротворцев».
Углубление отношений Израиля с «первым поколением арабских миротворцев», а именно, с Иорданией и Египтом, крайне важно, учитывая, что отношения Израиля с обеими этими странами были определены как холодный мир, особенно – в последнее время – с Иорданией.
Эта сделка может значительно подогреть отношения с Иорданией, которые правительство Беннета пытается поставить на более здоровую основу, чем это было при премьер-министре Биньямине Нетаньяху.
Премьер-министр Израиля, Нафтали Беннет, добился этого сразу после вступления в должность, тайно отправившись в Амман для встречи с королем Абдаллой II и объявив, что Израиль увеличит количество опресненной воды, продаваемой в королевстве.
Сделка также выводит отношения между двумя странами за рамки сферы безопасности, где – за исключением продажи Израилем природного газа Иордании – они почти полностью сохранялись до сих пор, и расширяет их до гражданской сферы.
(Иордания играет, наряду с Палестинской Администрацией Западного Брега реки Иордан, исключительно важную роль в обеспечении безопасности Израиля, полностью прикрывая от враждебных Израилю сил его восточный фланг. Если бы не сотрудничество в вопросах безопасности между Израилем и Иорданием, положение Израиля было бы во много раз менее защищенным и стабильным, – прим.).
Однако, не все ликовали. Отражением иной точки зрения стала статья в антиизраильском британском издании Middle East Monitor, в которой цитировался палестинский эксперт Салех аль-Наами, заявивший, что сделка «доказывает, что иорданский режим все больше служит израильским интересам».
Наами сказал, что этот план принесет пользу «поселениям» и позволит Израилю сбрасывать свои промышленные отходы в Иорданию.
«Иордания имеет пустыню на юге, и она будет использована для массивной солнечной электростанции, для производства электроэнергии, которая будет экспортироваться в израильские поселения в Негеве и на Западном берегу, – сказал он. – Часть израильской промышленной инфраструктуры, загрязняющие выбросы которой вредят густонаселенным районам Израиля, будет перенесена в иорданскую пустыню под предлогом найма иорданских рабочих».
Несмотря на подобные настроения – они, несомненно, найдут отклик у тех, кто в Иордании яростно выступает против любого сотрудничества с Израилем – сделка может послужить примером для дальнейшего сотрудничества с Иорданией, а также с Египтом, и демонстрирует, как соглашения Авраама преобразуют регион.
Другой пример появился два дня спустя, когда глава Минобороны, Бенни Ганц, прилетел в Марокко с двухдневным визитом – первым визитом министра обороны Израиля в одну из стран, с которыми Израиль начал сотрудничать в результате соглашений.
Министерство обороны опубликовало заявление, в котором говорится, что Ганц и его марокканский коллега Абделлатиф Лудийи подписали новаторский меморандум о взаимопонимании в области обороны.
Запомним это. Министр обороны Израиля отправился в арабское государство, которое в течение многих лет отказывалось признавать какие-либо связи с Израилем, и подписал оборонный меморандум, который «оформляет отношения в области обороны» между двумя странами и «создает основу, которая будет поддерживать любое будущее сотрудничество».
Этот меморандум позволит оборонным ведомствам обеих стран осуществлять «расширенное сотрудничество в области разведки, промышленного партнерства, военного дела и обучения», – говорится в заявлении.
Еще три года назад такое развитие событий казалось невероятным. На этой неделе в марокканской прессе появились сообщения о том, что соглашение позволит производить в Марокко беспилотники-убийцы, оснащенные израильской технологией, а на прошлой неделе североафриканская страна купила израильскую купольную систему SKYLOCK – оружие против беспилотников, которое обнаруживает и уничтожает вражеские дроны.
Согласно The North African Post, «израильское военное оборудование и технологии дают Марокко стратегическое преимущество и превосходство в регионе, что заставляет алжирских генералов, фактических правителей Алжира, сильно нервничать».
Действительно, Алжир – сосед и заклятый враг Марокко – был взбешен мароккано-израильским сближением и тем фактом, что США признали суверенитет Марокко над Западной Сахарой в результате присоединения Рабата к соглашениям Авраама. Алжир давно поддерживает Фронт Полисарио в Западной Сахаре, выступающий против Марокко.
Вскоре после визита министра иностранных дел Яира Лапида в Марокко в августе Алжир разорвал связи с Марокко, используя замечания, сделанные Лапидом в Рабате, – замечания, выражающие обеспокоенность ролью Алжира в регионе и его отношениями с Ираном, – как один из предлогов для разрыва.
Если Алжир был взбешен визитом министра иностранных дел Израиля, можно только представить, как он пылает сейчас, когда министр обороны Израиля был принят в Рабате с официальным визитом и говорил о сотрудничестве в области безопасности и сделках по продаже оружия.
Одной из реакций Алжира на израильско-марокканское сближение стало укрепление связей с Ираном, дружба, которая только еще больше укрепит объятия Марокко и Израиля – еще одно доказательство того, как основательно соглашения Авраама изменили ситуацию в регионе.