Снизить инфляцию и поддержать бизнес – миссия выполнима
Бизнесмен, основатель UC Rusal Олег Дерипаска на форуме «Россия зовет!» поспорил с главой Центробанка Эльвирой Набиуллиной.
Дерипаска считает, чтобы увеличить предложение, нужно вкладывать деньги в производство и логистику, но с кредитами под 10% предприниматели этого делать не станут:
«Вы все время двигаете кривую спроса вниз, и вам кажется, что таким образом у вас точка равновесия тоже сдвинется. А нужно обеспечить предложение. Я гарантирую, что при ваших ставках никакого роста предложения не будет, особенно если вас беспокоит реальная инфляция».
Набиуллина ответила, что инструментарий кредитно-денежной политики влияет все же на спрос:
«Кредит, безусловно, важен для расширения производства. И здесь важен длинный кредит. Если мы посмотрим, как формируются ставки по длинным кредитам, то они зависят не столько от того, какую мы установили ключевую ставку, а от ожиданий банков, финансовых рынков, какая будет инфляция в перспективе пяти-семи-десяти лет. Они в ставку по длинным кредитам закладывают премию по инфляции. Если они видят, что ЦБ не борется с инфляцией, то длинные ставки выше».
Экономист Андрей Колганов рассказал «Журналистской правде», кто прав в этом споре.
«В соответствии с положением Центральный банк в первую очередь отвечает за финансовую сбалансированность на рынке. Его основная цель заключается в поддержании целевого уровня инфляции. Главный инструмент, которым Центробанк влияет на уровень инфляции, – это ключевая ставка. Для того, чтобы понизить уровень инфляции, ЦБ повышает уровень ключевой ставки, что затрудняет доступ граждан и предприятий к кредитам, таким образом сокращая денежный спрос на рынке. ЦБ ведет к сокращению инфляции, но одновременно эта же мера понижает деловую активность. Сокращение доступа к кредитам и возможностей компаний инвестировать в развитие производства, а соответственно сокращение возможности граждан покупать продукцию, выпускаемую компаниями, ведет к сокращению предложения на рынке и спроса на выпускаемую продукцию. Сбалансированность рынка тем самым достигается, но при более низком уровне производства. Повышение ставки ЦБ – это палка о двух концах, одна, с одной стороны, подавляет инфляцию, но с другой стороны, уменьшает и деловую активность.
Обе стороны в этом споре правы: Набиуллина права, что ЦБ поступает совершенно правильно, с точки зрения ведомственных функций. Дерипаска прав в том смысле, что существуют отрицательные последствия тех методов борьбы с инфляцией, которые применяет Центральный банк.
Здесь, вероятно, нужно предъявлять претензии главным образом не к ЦБ, а к экономической политике правительства в целом. В условиях, когда приходится подавлять инфляцию, правительство должно принимать меры, которые бы способствовали стимулированию деловой активности. Вероятно, можно прибегнуть к снижению налогов на бизнес или к предоставлению льготного кредитования за счет бюджетных средств.
Другое дело, что в ряде развитых стран Центральный банк по законодательным положениям отвечает не только за финансовую сбалансированность, но также и за уровень деловой активности и за уровень занятости в экономике. В связи с этим он должен вырабатывать более гибкую политику и применять инструменты, которые одновременно позволят и бороться с инфляцией, и в то же время не подавлять деловую активность. Наш Центральный банк по закону этого делать не обязан».