Если Тамерлан будет стоять в Самаре, то Фрунзе должен украшать Бухару, а генерал Черняев Ташкент
Как видятся дружба и взаимовыгодные взаимоотношения России и Узбекистана? Сразу после недавней встречи президентов Путина и Мерзиёева в СМИ прошла информация об инициативе правительства Республики Узбекистан по возведению памятника Тамерлану в Самарской области.
Композиционный памятник с изображением Амира Тимура и его воинов должен быть воздвигнут на месте памятного камня, установленного ранее самарскими краеведами на реке Кондурча. Место для памятника выбрано не случайным образом:
18 июня 1391 года в районе реки Кондурча произошло масштабное сражение войск Тамерлана и хана Золотой Орды Тохтамыша, в котором ордынский хан потерпел поражение, после чего потерял существенные денежные поступления в казну, а Орда вскоре распалась.
Величие личности Тамерлана для узбекского народа сложно опровергнуть, они гордо заявляют о происхождении своего народа от династии Тимуридов.
Но вот для русского народа и других народностей России ныне мирно совместно проживающих, личность Тимура очень не однозначна. Если вспомнить то, как тюрко-монгольский завоеватель обошёлся с поволжскими, сибирскими, астраханскими и крымскими татарами – их потомки вряд ли захотят воздать ему почести.
Русским людям тоже есть, что вспомнить о Темир-Аксаке:
- разорение Ельца, причём абсолютно бессмысленное;
- многочисленные казни и уничтожение русского населения по пути к Москве;
- общее разграбление русских земель.
В Москву Тамерлан так и не пошёл, осознав, что москвичи будут драться до смерти, а бессмысленные людские потери от взятия бедной по меркам
тюрка-монгол Руси, будут не оправданы.
В целом Тамерлан, прославился своими «добрыми деяниями» в Индии, Турции, Сирии, Иране, и вряд ли они согласились бы на такой дружественный шаг, как установка памятника этому тюрко-монгольскому завоевателю у себя в стране.
Но раз уж потомки династии Тимуридов видят укрепление отношений с Россией таким образом, то просто необходимо и обратное действо — предложить возведение памятников и русским великим завоевателям в Узбекской республике.
Например, памятник генерал-майору Черняеву, за взятие Ташкента во времена русско-кокандской войны. Несмотря на то, что он получил от военного министра приказ о запрете «отваживаться на штурм в виду недостаточности находящихся в его распоряжении сил», понимая сложность военно-политической обстановки в регионе», генерал блистательно провёл операцию.
Генерал-майор Черняев предпринял активные действия по установлению контроля над Ташкентом. Имея в распоряжении всего около 1300 воинов, он сумел разбить 30000 армию неприятеля и взял город со 100000 населением.
Ещё одним человеком, достойным быть увековеченным на узбекской земле, несомненно, является Михаил Васильевич Фрунзе.
Боевые действия 9000 красноармейцев во время Бухарской операции 1920 года под его командованием при поддержке нацформирований младобухарцев и бухарских коммунистов в составе 5000 человек, с целью свержения бухарского эмира, взяли Бухару.
Красной армии противостояло войско эмира из 16000 воинов и отряды бухарских беков свыше 27000 человек. Фрунзе разбил оплот бухарского мракобесия и черносотенства, водрузив победное красное знамя мировой революции. Так почему бы не установить памятник Михаил Васильевичу в центре Бухары?
Ах да, он же там уже был, но его переплавили и установили в 1979 году памятник легендарному острослову и национальному герою Средней Азии Ходже Насреддину.
Памятник Амиру Тимуру, основателю узбекской государственности Тамерлану, уже есть в Ташкенте, а в России дань разорителям воздавать незачем.
Подытожить сказанное можно так: русским есть кем гордиться в своей истории, а партнёрам России необходимо понять, что воздать почести мы готовы лишь тем, кто этого по-настоящему заслужил перед нашей великой Родиной.