Почему иракские курды ищут убежища в Европе
Драма тысяч мигрантов, многие из которых являются иракскими курдами, застрявших на границе Беларуси с Польшей, где они пребывают в ужасных условиях в надежде попасть в Европейский Союз (ЕС), привлекла внимание всего мира. Попав в ловушку между двумя всё более милитаризованными границами, мигранты сталкиваются с нестабильной ситуацией, когда между Беларусью и её соседями по ЕС нарастает напряженность. Тогда как некоторые иракские мигранты сейчас репатриируются в Ирак, другие сохраняют надежды на прорыв в европейский блок.
Развитие кризиса
Нынешний кризис возник, когда ЕС начал вводить санкции в отношении Беларуси в прошлом году. Наказания были введены после того, как давний лидер страны Александр Лукашенко одержал в августе 2020 года победу на президентских выборах, которые большинство западных наблюдателей считают сфальсифицированными. Блок из 27 стран ввёл четыре набора санкций в отношении Беларуси. В ответ Беларусь в прошлом месяце приостановила соглашение с ЕС, которое обязывало её принимать обратно мигрантов, которые въезжают в страны-члены блока через территорию Беларуси. Лукашенко 6 июля заявил, что больше не будет сдерживать мигрантов.
Кризис стал горячей точкой разногласий в более широком геополитическом контексте. Страны ЕС критиковали Беларусь за якобы использование мигрантов в качестве политических пешек и содействие потокам мигрантов в Польшу, Литву и Латвию с целью оказания давления на блок. Со своей стороны, Беларусь обвинила Польшу в том, что она не поддерживает права потенциальных мигрантов, стремящихся въехать в ЕС.
Мигранты сначала попытались пересечь границу в июле и августе через границу Беларуси с Литвой. Но большинство мигрантов сейчас тысячами собирается у границы с Польшей. Варшава усилила своё военное присутствие, развернув 15 000 военнослужащих, чтобы не дать мигрантам проникнуть на её территорию. Те, кто оказался в ловушке в пограничной зоне между Польшей и Беларусью, столкнулись с сильным холодом, и температура, как ожидается, упадёт еще больше. По имеющимся данным , на данный момент в приграничной зоне скончались не менее десяти человек.
Ситуация в иракском Курдистане
По словам представителя регионального правительства Курдистана (РПК), «от 16000 до 17000 человек застряли» в приграничной зоне между Беларусью и Польшей, и «из них от 7500 до 8000 человек являются выходцами из Курдистана».
Нынешний кризис напоминает сцены тридцатилетней давности, когда более миллиона курдов бежали из Ирака, опасаясь повторных нападений со стороны баасистского режима. Однако на этот раз они спасаются бегством от опасностей и ухудшения социально-экономических условий в иракском Курдистане. Полуавтономная территория — это этнически разнообразный регион. Его шесть миллионов жителей принимают около миллиона беженцев, которые пользуются большей стабильностью по сравнению с другими частями Ирака. Однако растущее разочарование в политических и экономических условиях заставило многих иракских курдов искать убежища в других местах. Для мигрантов, бегущих в ЕС, есть надежда на безопасность, а также большие экономические и образовательные возможности.
Региональное правительство Курдистана столкнулось с ухудшением экономических условий в последние годы из- за сокращения заработной платы для одного миллиона государственных служащих. Это заметное отражение его зависимости от центрального правительства в Багдаде. Действительно, национальный финансовый кризис, начавшийся в 2014 году, привёл к сокращению финансовых трансфертов от центрального правительства курдам на 90%. Введённые затем региональными властями меры жёсткой экономии привели к задержкам выплаты заработной платы государственным служащим и приостановлению найма на госслужбу на год. Приток беженцев из Сирии и иракцев как внутренне перемещенных лиц ещё больше увеличил уровень безработицы, что особенно сказалось на молодёжи и увеличило разобщенность в обществе. Многие госслужащие иракского Курдистана теперь работают на двух работах, чтобы хоть как-то выжить. В этом контексте сохраняющаяся зависимость от национальных доходов от энергоресурсов продолжает подвергать экономику иракского Курдистана риску, особенно в периоды падения цен на нефть.
В социально-экономических условиях, существующих в Курдистане, во многом виноваты коррупция и кумовство. Многие возлагают ответственность на дуополию иракского Курдистана, которая контролирует государственные учреждения на всех уровнях и пользуется привилегиями укоренившейся сети патронажа. С 1991 года в политике региона доминируют две партии: Демократическая партия Курдистана (ДПК), возглавляемая семьей Барзани, и Патриотический союз Курдистана (ПСК), возглавляемый семьей Талабани. В этой системе должности на госслужбе предоставляются политически лояльным, а деловые контракты — членским организациям. В ходе широкомасштабных акций протеста в иракском Курдистане в декабре 2020 года сотни протестующих были заключены в тюрьмы, а по меньшей мере восемь человек — убиты. Протестующие призывали не только к реформе, но и к системным изменениям политической системы, возглавляемой элитами и сетями правящей партии с 1991 года. Ещё одним сигналом утраченной надежды на политику и избирательный процесс Ирака стало то, что большинство курдов бойкотировали парламентские выборы в Ираке, состоявшиеся в прошлом месяце.
Тем временем оставшиеся элементы группировки Исламского государства (ИГ) продолжают подрывать безопасность в Ираке, особенно в «спорных районах» между Эрбилем и Багдадом, которые часто подвергаются нападениям боевиков. По словам представителя иракского Курдистана, большинство курдских мигрантов, бегущих в Беларусь, происходят из «спорных районов», а также из провинции Духок, где продолжается конфликт между Турцией и Рабочей партией Курдистана (РПК). По словам премьер-министра регионального правительства Курдистана Масрура Барзани, столкновения между Турцией и РПК нанесли ущерб более чем курдским 800 деревням. Военно-воздушные силы Турции наносят регулярные удары с воздуха по базам РПК на севере Ирака. Иранский силы также нацелены на базирующуюся в иракском Курдистане оппозиционную Демократическую партию Иранского Курдистана (KDPI), что способствует растущему беспокойству по поводу безопасности в регионе.
Теперь региональное правительство Курдистана входит в число тех, кто обвиняет Беларусь в использовании мигрантов в качестве политического козыря против ЕС. Оно объявило, что привержено устранению коренных причин миграции и что «оно также продолжит реализацию реформ, направленных на создание большего количества рабочих мест для молодёжи и улучшение качества жизни для всех людей в Курдистане».
Но без значимой политической реформы внутри страны иракские курды будут продолжать искать лучшее будущее за границей. Кризис с мигрантами на пороге Европы угрожает подорвать и без того нестабильную ситуацию в иракском Курдистане и порождает доверие к оппозиционным партиям, которые заявляют, что иракская курдская политическая система подвела свой народ.