Ухудшение отношений с Евросоюзом, гибридная война. Куда двигаться?
Если до дела Навального оценка отношений между Россией и ЕС министрами и высшими должностными лицами производилась в категории "ухудшение", то после этого речь зашла о разрыве. Некоторые эксперты связывали определенные надежды на смягчение с визитом главы европейской дипломатии Иосифа Борреля, но его переговоры с министром иностранных дел Сергеем Лавровым оказались крайне неудачными.
Боррель обвинил Москву в нежелании улучшить контакты и по прибытии в Брюссель начал лоббировать введение санкций. Лавров ответил, что Россия готова к полному разрыву отношений, если ЕС введет санкции, опасные для отечественной экономики.
В ходе нынешнего визита в Китай Лавров еще раз заговорил о Европе. Министр обратил внимание на то, что ЕС своим односторонним подходом разрушил все механизмы создаваемые годами. «Европа разорвала эти отношения, просто разрушив их и теперь у нас, есть только партнеры, т.е., отдельные страны из Европы, которые хотят руководствоваться своими национальными интересами», — сказал он. Нет никаких отношений с Евросоюзом как организацией, вся инфраструктура этих отношений разрушена односторонними решениями Брюсселя.
Поэтому исходя из того, что в очередные 5 — 7 лет ситуация в российско-европейских отношениях ухудшатся — скорее всего, не выйдет на уровень конфронтации, характерный для отношений между Российской Федерацией и США. Для России континентальная Европа — после ожидаемого выхода Великобритании из Евросоюза в 2021 году — будет «союзником главного врага» в новом противостоянии, но все же не врагом. Сохранится определенный уровень отношений между Россией и странами ЕС, но развитие этих отношений будет существенно ограничено тремя основными факторами:
1. растущее недоверие к внешней политике России во всех странах ЕС и неопределенность перспектив ее экономического и политического развития;
2. необходимость обеспечения солидарности стран ЕС в отношении Российской Федерации, что позволяет, относительно говоря, Польше замедлить возможные сближения Германии и России;
3. влиянием США и отчасти Великобритании в рамках НАТО.
Пока неясно, в каком направлении Москва должна начать выстраивать будущие отношения между Европой и Россией. Существовавшие с начала 1990-х годов до украинского кризиса, отношения базировалась на предположении все более тесного сближения и взаимодействия между Российской Федерацией и Европейским Союзом, а также последовательной и усиливающейся внутренней "европеизации" самой России.
Эта модель отношений больше не существует и не может быть восстановлена в обозримом будущем. Новая модель еще не созрела, но даже не стала предметом серьезных дискуссий. Что она будет, зависит не только от эволюции отношений между Российской Федерацией и ЕС или даже между Россией и США, но и от развития ситуации в самой России, а также в Европе.
Уроки визита Борелла
Глава внешнеполитического ведомства ЕС Джозеп Боррелл предпринял свою поездку с конкретной целью получить непосредственный опыт работы с Московской дипломатией в преддверии обзора политики ЕС в отношении России, намеченного на март 2021 года. Нынешняя политика, основанная на пяти принципах, сформулированных предшественницей Борреля Федерикой Могерини, и стремящаяся сочетать жесткую критику и санкции с избирательным участием, не была особенно успешной. Боррелл побывал на пике протестной активности, спровоцированной возвращением Навального, судом и тюремным заключением. Публичное внимание в ходе визита было сосредоточено на внутренних событиях в России, но российская сторона наотрез отказалась уступить в этих вопросах и вместо этого сильно отступила.
Поездка Борреля была воспринята в Европе как дипломатическая катастрофа, но она также внесла ясность, хотя и неприятную. Его выводы можно резюмировать следующим образом.
— Россия и Европа так же далеки друг от друга, как и после окончания Холодной войны, и продолжают отдаляться друг от друга политически, идеологически и экономически, даже когда трения усиливаются и столкновения становятся более вероятными. Тем не менее, отношения гораздо богаче и гораздо менее антагонистичны, чем они были во время Холодной войны. Важные интересы продолжают связывать Россию и ЕС.
— Санкции ЕС против России, действующие с 2014 года, не смогли изменить внешнюю или внутреннюю политику Кремля. Неспособность санкций оказать желаемый эффект была основана на ложном базовом предположении, а именно, что Россия будет заинтересована в ослаблении и отмене санкций и ее возможном возвращении к статус-кво, существовавшему до 2014 года (например, восстановление членства в G8), и что отдельные россияне, пострадавшие от персональных санкций, смогут влиять на внешнюю политику Москвы.
— Европейская критика сейчас встречает прямой ответ со стороны России. Кремль может принять больше ударов от санкций, но не потерпит никакого вмешательства во внутренние дела России ни от кого. Разрыв в ценностях между ЕС и Россией быстро увеличивается. Готовность Москвы принять решения Европейского суда по правам человека, а также ее дальнейшее членство в Совете Европы и Парламентской ассамблее больше не должны восприниматься как нечто само собой разумеющееся.
— В обозримом будущем в российско-европейских отношениях останется только пространство для транзакционных отношений: экономические связи, не ограниченные санкциями, научное и культурное сотрудничество, неполитические гуманитарные контакты и так далее. Есть даже возможность более тесного сотрудничества по таким вопросам, как здравоохранение и изменение климата.
— Взаимодействие России с институтами ЕС—Советом, председательством и комиссией—будет определяться очень узко, в рамках конкретной компетенции и полномочий этих органов. Россия продолжит уделять приоритетное внимание своим историческим отношениям с ключевыми европейскими странами, начиная с Германии, Франции и Италии. Проблема для Москвы заключается в том, что двусторонние связи—даже с более крупными странами—членами — не могут быть полностью отделены от отношений России с ЕС в целом.
Теперь вполне вероятно, что еще до обнародования новой политики ЕС придумает новый пакет санкций, который добавит к куче, собранной Россией с 2014 года, но, если он не предложит жестких мер, таких как запрет России на банковскую систему SWIFT, вероятно, останется таким же неэффективным, как и его предшественники. (Если произойдет такое резкое усиление напряженности, это нанесет огромный ущерб экономическим отношениям и серьезным внешнеполитическим последствиям.) Вполне вероятно также, что предстоящий пересмотр политики ЕС в отношении России приведет к значительно более жестким формулировкам заявления. Вполне можно предположить, что новый подход будет также более тесно интегрирован с российской политикой администрации Байдена.
Будет ли новый подход более успешным, чем доктрина Могерини, покажет только время, но, вероятно, не стоит задерживать дыхание. Отношения между Брюсселем и Москвой почти неизбежно станут еще более отдаленными, а контакты на высшем уровне, вероятно, будут приостановлены в обозримом будущем. По иронии судьбы, такая ситуация неизбежно повысит ценность двусторонних связей между Россией и отдельными государствами-членами ЕС, что как раз и стало причиной постоянных жалоб ЕС. С точки зрения Москвы, конечно, именно двусторонние связи со странами, которые продолжают вести бизнес с Россией, являются основой того, что осталось от российско-европейских отношений.
Начало статей: Россия и Европа: нынешний тупик и выход из него… Россия и Европа: к чему стремиться и что делать?
Спасибо, что дочитали статью до конца! Поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях.
Не забудьте поставить «Лайк».
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях, я буду рад почитать их, ответить на ваши вопросы. (Продолжение следует) …