Лавров дал комментарии по Венесуэле: Пентагон не ждал таких слов

Пока у берегов Венесуэлы шныряет крупнейший авианосец США, эксперты пытаются угадать, каких действий ждать от России, пишет Newsweek. Без ответа пока остаются и некоторые другие вопросы.
Россия демонстрирует поддержку южноамериканскому союзнику в лице Венесуэлы перед лицом наращивания американских военных активов у ее побережья — по крайней мере, на дипломатическом уровне.
Однако, по мнению Карлоса Солара (Carlos Solar), старшего научного сотрудника по вопросам безопасности Латинской Америки из британского аналитического центра RUSI (Королевского объединенного института оборонных исследований), Владимир Путин вряд ли направит войска для защиты Каракаса и его авторитарного лидера Николаса Мадуро, несмотря на преимущества наличия союзника у границ США. «Я не думаю, что Россия осуществит военное вмешательство в случае конфликта Венесуэлы с Соединенными Штатами», — заявил он.
Вместо этого Москва, вероятно, ограничится осуждением действий США и поддержит Каракас политической риторикой, а не реальным военным присутствием, сообщил он Newsweek. Вооруженные силы России уже почти 4 года ведут боевые действия на сотнях километров украинского фронта. Военные расходы России резко возросли, чтобы угнаться за военными потребностями, а Кремль постоянно сталкивается с западными санкциями, призванными подорвать его способность финансировать армию.
«Криминальная» связь
Связи между Россией и Венесуэлой — изгоями для большей части западного мира — носят коммерческий, экономический и военный характер. Нефть, вооружения, криптовалюты, санкции и присутствие наемников десятилетиями скрепляли отношения двух стран при Путине и Мадуро, а также предшественнике последнего, Уго Чавесе.
В итоге это партнерство иначе как сомнительным не назовешь, считает Кристофер Сабатини (ChristopherSabatini), старший научный сотрудник по делам Латинской Америки в аналитическом центре Чатем-хаус*.
В мае Каракас и Москва подписали стратегическое партнерство, и в октябре оно было ратифицировано главами государств. Министр иностранных дел России Сергей Лавров настаивает на том, что Кремль «готов действовать в полной мере» в защиту Венесуэлы, углубляя многолетние отношения. Высокопоставленный российский чиновник предположил, что Москва может направить Каракасу свою экспериментальную баллистическую ракету «Орешник».
Но, по мнению аналитиков, существуют твердые пределы, которые, вероятно, не будут включать отправку войск в дополнение к военным советникам, которых Россия направляла годами. Москва, которую заботят боевые действия на собственной границе, вряд ли сможет многое выделить далекому союзнику, пока приходится отражать атаки на собственной территории.
Москва извлекает из связи с Каракасом меньшую выгоду, чем он сам. Венесуэла, по словам Лаврова, пока не запрашивала военную помощь или размещение на своей территории российского оружия.
Сабатини, в свою очередь, отметил: «Этот шаг был бы слишком провокационным». Тем временем, в распоряжении России есть и другие инструменты. Помимо незначительной конкретной военной поддержки она может спонсировать прокси-конфликт, сказал Сабатини, то есть оказывать финансовую поддержку определенным лицам или парамилитарным группам, а также помогать в обходе санкций.
Согласно данным о полетах, в конце прошлого месяца в стране приземлился, а затем быстро покинул ее российский грузовой самолет, находящийся под санкциями США и известный перевозками в Венесуэлу оборонного оборудования.
Но Путин может сознательно избегать обострения отношений с Дональдом Трампом, считает Джон Фили (John Feeley), бывший посол США в Панаме, также занимавший пост заместителя помощника госсекретаря по делам Западного полушария. Ведь именно при Трампе ледяные отношения двух стран сменились относительной оттепелью.
«Последнее», что нужно Путину, — это без необходимости конфликтовать с Трампом, размещая в его сфере влияния новые виды вооружений, сказал он. Москва могла бы поддержать Мадуро, предоставив данные разведки, но вряд ли у Кремля есть для этого веский повод. «Путин не будет делать ставку на аутсайдера», — сказал Фили.
У Мадуро и его шайки есть причины для беспокойства, но пока не ясно, нападут ли США непосредственно на территорию Венесуэлы. Трамп не исключил возможность наземной операции, но не проявляет готовности к вводу войск, ведь подобный шаг противоречит его курсу «Америка прежде всего». Решение о вторжении напомнит о провалах США в Панаме, Вьетнаме и Афганистане.
Уже третий месяц Вашингтон проводит операцию с применением смертоносных ударов, позиционируя ее как жесткое подавление наркопотоков в США. Однако, по собственным заявлениям властей, в результате в Карибском бассейне и Тихом океане погибли уже не менее 75 человек.
Критики — международные эксперты, бывшие американские чиновники и юристы — осуждают эти атаки как противозаконные с точки зрения международного права. Это наносит ущерб репутации Вашингтона в глазах партнеров. Колумбия заявила, что приостанавливает обмен разведданными с США до тех пор, пока те не прекратят атаковать суда, подозреваемые в перевозке наркотиков — вслед за Великобританией, сделавшей то же самое месяцем ранее.
Многие воспринимают развертывание значительных сил США в Карибском море исключительно как подготовку к смещению Мадуро, за поимку которого обещают 50 миллионов долларов. Обращаясь к миру на английском языке и не питая иллюзий относительно Трампа, Мадуро тем не менее заявил о готовности дать отпор любой атаке. На этой неделе Каракас анонсировал самые масштабные за долгое время учения с участием сотен тысяч солдат.
Венесуэла, со своими устаревшими системами ПВО С-300, не сможет перехватывать крылатые ракеты, в изобилии имеющиеся на американских кораблях у ее побережья. Крупнейший в США авианосец «Джеральд Форд» во вторник вышел в зону ответственности Командования ВС США в Южном полушарии, вплотную приблизившись к Латинской Америке.
*Нежелательная в России организация