Зима тревоги. Как портофлот Мариупольского и Бердянского портов подготовился к зиме без возможности проводить доковые ремонты
В начале ноября ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) и Государственная служба морского и речного транспорта (Морская администрация) согласовали План мер по обеспечению ледовой кампании 2021-2022 годов. Как правило, ледовая кампания в портах Украины начинается не ранее 20 декабря и может быть объявлена до конца февраля — начала марта. «Порты Украины» разбирались, насколько готовы к ледовой суда портофлота Мариупольского и Бердянского морских портов, которые в этом году были вынуждены обходиться без докового ремонта.
План содержит организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасности мореходства в период проведения ледовой кампании 2020-2021 годов и предусматривает привычный перечень мероприятий, отработанный специалистами АМПУ на протяжении последних лет, в частности — создание оперативных штабов по безопасному проведению ледовой кампании во главе с заместителями начальников филиалов; актуализацию списков судов, находящихся на отстоях в акваториях портов; проведение инструктажей, учений и отработку правил ледового проведения судов и т.д.
Как видим, перечень в основном содержит оргмероприятия, оставляя за скобками технические аспекты действий в условиях ледовой. Тем более, что в одном из морских регионов существует целый ряд факторов, способных осложнить ситуацию до уровня, требующего особой готовности к непредвиденным ситуациям. Речь об акватории Азовского моря и портов Мариуполь и Бердянск, в частности.
В чем особенности зимнего Азова?
Хотя удельный вес Мариуполя и Бердянска в общем грузообороте украинских портов меньше 6%, их производственная деятельность и функционирование как гидрографических и хозяйственных объектов имеет важное значение для социально-экономической обстановки в регионе, наполнения местных бюджетов.
В чем особенности зимы на Азовском море? Это самое мелкое и самое отдаленное от океана море в мире, со средней глубиной около 7 метров и самыми глубокими участками около 13,5-14 метров. Следовательно, теплозапас относительно небольшого объема воды незначителен, ледовые условия могут резко меняться при смене погоды, то есть отличаются большим непостоянством.
В свою очередь, зимняя погода в Приазовье определяется влиянием сибирского антициклона с сильными северо-восточными и восточными ветрами из степных районов континента в приморский регион и последующим резким похолоданием. А поскольку вода Азовского моря содержит в три раза меньше соли, чем Мировой океан в среднем (из-за обильного притока речных вод — до 12% объема воды), то из-за низкой солености море замерзает намного быстрее.
Еще один фактор — затрудненный водообмен с Черным морем.
В последнее десятилетие Азовское море регулярно замерзает. Так, в начале 2017 года Азовское море замерзло практически полностью и ледовую обстановку, например, в Бердянском порту отменили только 28 февраля. В 2018 году лед стоял у побережья. В последний раз, когда Азовское море замерзало в ноябре 2019 года, у берегов образовались ледяные торосы большой высоты. Зима 2020-2021 годов стала редким исключением, когда погодные условия не способствовали образованию льда. Как отмечал директор ГП «Мариупольский морской торговый порт» (ММТП) Игорь Барский в интервью «Портам Украины» в мае 2021 года, «цикличность серьезного образования льда — 5-7 лет. Эта зима была четвертой, когда не объявлялась ледовая кампания. Мы ожидаем, что следующая зима будет более суровой».
В отличие от Черноморского региона, где работают несколько частных буксирных компаний, на Азове портофлот состоит из судов, принадлежащих АМПУ и двум госстивидорам — прибыльному Мариупольскому МТП и Бердянскому МТП, пока генерирующему убытки за счет снижения перевалки грузов, на покрытие которых уходит прибыль от буксирных операций.
Суда АМПУ к зиме готовы
В настоящее время в акватории Мариупольского морского порта базируется 17 плавсредств ледового класса (из них на балансе Мариупольского филиала ГП «АМПУ» — три), а в акватории Бердянского морского порта — четыре (из них на балансе Бердянского филиала ГП «АМПУ» — одно). Чтобы узнать, в каком техническом состоянии находится портофлот с точки зрения готовности к зиме, мы обратились к специалистам АМПУ. На вопросы «Портов Украины» ответил заместитель председателя АМПУ по операционной деятельности Андрей Крейтор.
— Есть ли проблемы, связанные с ремонтом и подготовкой этих судов к работе в зимних условиях?
— Суда портового флота Мариупольского и Бердянского филиалов ГП «АМПУ» ремонтируются в соответствии с утвержденными графиками. Проведение докового ремонта на судне «Сборщик-401», находящегося балансе Бердянского филиала ГП «АМПУ», на 2021 год не планировалось. Работы по подготовке судна к плаванию в зимних условиях проводятся в соответствии к утвержденному Плану организационно-технических мероприятий флота (портового) по обеспечению безопасности мореходства в осенне-зимнем периоде 2021-2022 года. В течение ноября-декабря 2021 года планируется завершить ремонт еще двух судов, находящихся на балансе Мариупольского филиала ГП «АМПУ» (нефтемусоросборщик НМС-67 и бункеровщик «Сборщик-306»).
Текущие ремонты портового флота филиалов ГП «АМПУ» осуществляются подрядными организациями на основании заключенных договоров. По состоянию на данный момент все запланированные ремонтные работы выполнены, суда подготовлены к эксплуатации в период зимней навигации.
— Как решались вопросы докового ремонта судов ледового класса в азовских портах в 2021 году?
— В связи с изменением владельца Азовского судоремонтного завода (порт Мариуполь), на балансе которого находится плавдок, продление сроков действия классификационных свидетельств осуществлялось на основании результатов обзора подводной части корпусов судов ледового класса с помощью водолазов и с использованием подводного телевизионного устройства.
Вопрос проведения докования судов в 2022 году по состоянию на данный момент остается нерешенным.
— Есть ли проблемы, связанные с разрешениями Регистра судоходства для указанной категории судов, базирующихся на Азове?
— Проблемы, связанные с разрешениями Регистра судоходства Украины для указанной категории судов в Бердянском и Мариупольском филиалах ГП «АМПУ» сейчас отсутствуют. Такая проблема может возникнуть в будущем в случае отсутствия возможности воспользоваться плавдоком Азовского судоремонтного завода для ремонта подводной части корпуса и винто-рулевого комплекса судов в соответствии со сроками, указанными в классификационных свидетельствах.
— Каково техническое состояние ледокола «Капитан Белоусов»?
— В настоящее время ледокол «Капитан Белоусов» Мариупольского филиала ГП «АМПУ» находится в удовлетворительном техническом состоянии и готов к работе в период ледовой кампании 2021-2022 годов.
Ледокол прошел ежегодный осмотр подводной части корпуса судна (с помощью водолазов) и имеет подтверждение Классификационного свидетельства Регистром судоходства Украины, действительным до 27 октября 2022 года.
Мариуполь готовится
Как видим, затянувшийся процесс подготовки к приватизации Азовского судоремонтного завода (АСРЗ) уже повлиял на подготовку портофлота к зимней кампании 2021-2022 годов. Годом ранее, в 2020-м, в ноябре в доке АСРЗ ремонтировались ледокол «Капитан Белоусов», лоцманский катер ледокольного типа «Балтийский» филиала «Дельта-лоцман» АМПУ, в октябре завод успешно обслужил три группы судов государственного технического флота, в феврале — буксир ледового класса ГП «Бердянский морской торговый порт» (БМТП). Можно, конечно, предположить, что в отличие от прошлых лет, когда суда ледового класса регулярно проходили докование, в 2021 году ремонт им не требовался. Поэтому пока портовики госстивидоров Мариуполя и Бердянска, которые тоже эксплуатируют буксиры и вспомогательные суда ледового класса, выкручиваются своими силами.
По информации пресс-службы ГП «ММТП» подготовка к работе в зимний период завершилась в конце ноября: «Суда портового флота, которые запланированы на работу в зимний период, прошли соответствующие ремонты и техническое обслуживание всех частей: проведены ремонты отопительных систем и котлов, главных и вспомогательных двигателей и техническое обслуживание судовых систем. Главными судами для обеспечения ледовых проводок по Азовскому морю и подходному каналу транспортных судов в порт Мариуполь вместе с ледоколом «Капитан Белоусов» являются ледовые буксиры: «Капитан Маркин», «Капитан Меркулов» и «Портовик».
Но ясно, что без докового ремонта не обойтись. Видимо поэтому в ноябре, на Совете порта, директор ГП «ММТП» Игорь Барский выступил с инициативой передать плавдок АСРЗ на баланс госстивидора для запуска работы и возобновления судоремонтных работ. Напомним, что с начала 2021 года судоремонт на АСРЗ был прекращен в связи с началом процедуры подготовки к приватизации и передачей арендуемого имущества на баланс ГП «АСРЗ». Задекларированная первоначально приватизация в 2021 году теперь перенесена на 2022 год.