Подгузов: страны Центральной Азии на пороге жесткого дефицита воды
Страны Центральной Азии находятся на пороге жесткого водного дефицита. Об этом 2 декабря заявил председатель правления Евразийского банка развития Николай Подгузов. Он раскрыл, что поможет региону улучшить доступность воды.
Если в 1990 г. уровень водообеспечения на душу населения в странах Центральной Азии составлял 4500 тыс. куб. м на человека в год, то в 2020 г. этот показатель снизился до рекордных 1405 тыс. куб. м на человека в год. Об этом заявил председатель правления Евразийского банка развития Николай Подгузов в ходе сессии II Евразийского конгресса в Москве.
«Страны Центральной Азии вплотную приближаются к порогу жесткого вододефицита», – подчеркнул Подгузов.
Глава ЕАБР отметил, что к 2035 г. спрос на электроэнергию вырастет на 46%. При этом 77% запасов воды региона сосредоточено в верховьях рек Амударья и Сырдарья, которые находятся в Кыргызстане и Таджикистане. А страны низовья – Узбекистан, Казахстан и Туркменистан – 85% этой воды потребляют с высоким расходом. «В итоге в условиях роста спроса на электроэнергию дефицит воды в отдельные годы достигает почти 26%», – сообщил он.
По словам Подгузова, из-за роста спроса на энергию в регионе необходимо дополнительно создать 82 ГВт электрогенерации. При этом, если бы между странами Центральной Азии был налажен энергообмен, то потребовалось бы обеспечить меньше дополнительный мощности – 72 ГВт. «Эти небольшие 10 ГВт стоят $22 млрд», – уточнил глава ЕАБР, добавив, что эти деньги могут быть инвестированы в другие области экономики.
«Необходимо скоординированное развитие энергосистем и налаживание энергообмена. Мы можем получить серьезный эффект: до 1,5% рост ВВП, на 40% повышение водообеспеченности региона, а также понижение выбросов CO₂ на 5 млн тонн за счет замещения угольной энергетики гидрогенерацией. А в новом мире это уже деньги – углеродные единицы, которые можно продать», – отметил Подгузов, добавив, что ЕАБР хочет поспособствовать формированию энергообмена между странами, чтобы обеспечить устойчивое развитие региона.
Напомним, ранее эксперты ЕАБР отмечали, что ежегодно страны Центральной Азии теряют $4,5 млрд нереализованных экономических выгод из-за недостаточного сотрудничества в водно-энергетической сфере, а потери в сельском хозяйстве оцениваются в 0,6% ВВП стран региона, в энергетическом комплексе – 0,9%.