Умереть чтобы развестись
Великобритания номинирует на «Оскар» документальный фильм о фемициде в Турции.
«Умереть, чтобы развестись» – официальная заявка Великобритании на соискание премии «Оскар» за лучший международный полнометражный фильм. Картина рассказывает о жертвах гендерного насилия в Турции, о фемициде и неспособности правовой системы привлечь виновных к ответственности.
«Он ударил меня четыре раза сзади. … Я упала на пол», – говорит приглушенный голос за кадром. Затем камера приближается к прикованной к постели женщине, которая тянет с ответом на вопрос, кто ее ударил. «Нептан… мой муж».
Кубра, бывшая телеведущая, потерявшая подвижность и речь после кровоизлияния в мозг, – одна из героинь «Умереть, чтобы развестись», 80-минутного документального фильма о гендерном насилии и убийствах женщин в Турции. Фильм, снятый режиссером Хлоей Фэйрвезер и спродюсированный турецко-британской командой в составе Шинейд Кирван, Озге Себзеджи и Седы Гёкдже, является официальной заявкой Великобритании на соискание премии «Оскар» за лучший международный художественный фильм.
По словам Фэйрвезер, на создание документального фильма ушло пять лет, и порой казалось, что его невозможно закончить. В фильме рассказывается история Кубры, начинающей журналистки, которую в фильме называют по имени, и Арзу, традиционной домохозяйки, которую в 14 лет выдали замуж за мужчину на 11 лет старше ее. Оба их дела попали в заголовки газет в Турции из-за повторяющихся и жестоких нападений преступников и смягчения приговора, вынесенного мужу Кубры Елкенчи Экер, Нептану Экеру, который был освобожден из тюрьмы (после отбывания одного года и 15 дней в заключении) за «хорошее поведение». Это случилось 2018 году.
Арзу Бозтас, мать шестерых детей, ушла от своего жестокого мужа в 2016 году, когда узнала, что он изнасиловал умственно отсталую несовершеннолетнюю соседку. Чтобы наказать Арзу за то, что она ушла, муж прострелил ей руки и ноги, приговорив ее к инвалидному креслу до конца жизни. Когда он направил на нее винтовку, Арзу умоляла его не стрелять в ее руки, чтобы она могла позаботиться о своих детях. Не успокоившись, он наступил ей на руку и нажал на курок, целясь в локоть. Его приговорили к 35 годам – 20 лет за попытку преднамеренного убийства и 15 лет за изнасилование несовершеннолетней девочки. Арзу перенесла 16 операций, но до сих пор не восстановила возможность пользоваться руками. «Ее положение ухудшается, а не улучшается», – сказал Аль-Монитору Себзеджи, один из продюсеров.
Дебютный фильм Хлои Фэйрвезер рассказывает не только об их истории, но и о юридической борьбе, которую они вели благодаря помощи Ипек Бозкурт, активистки и юриста, работающей в турецкой Платформе «Остановим убийства женщин», и сотрудницы этой Платформы Айсен Эдже Кавас.
«Мы выбрали этих двух женщин, потому что они борцы», – сказала Бозкурт в интервью «Аль-Монитору» по телефону из Шотландии, где она присутствует на премьере киноленты. Дебют фильма в кинотеатрах Великобритании совпадает с «16 днями активных действий» – кампанией ООН против гендерного насилия.
«Это не какая-то драма, от которой ждут, что зрители будут плакать. Когда я вижу таких женщин, как Арзу и Кубра, я просто отказываюсь сдаваться», – добавила она.
Она умеет делать сильные, бесстрастные заявления. В фильме она смотрит прямо в камеру, говорит не задумываясь: «Эта страна защищает убийц, которые хотят наказать своих жен, подруг и дочерей, за то, что те хотят иметь другую жизнь». Затем она говорит о разрушенной системе правосудия: «Когда люди боятся за свою жизнь, за жизнь своих детей, невозможно добиться справедливости».
В начале и в конце документального фильма онлайновый цифровой мемориал, который Платформа ежедневно обновляет в память о жертвах фемицида в стране, тикает, как зловещий таксометр, свидетельствуя о том, что существует множество людей, которые, в отличие от Арзу и Кубры, лишились жизни из-за того, что попросили развода, ушли из дома или просто не ответили на телефонный звонок мужа.
Даже у тех, кого защищают активисты или адвокаты, способные бороться за их интересы, судебный процесс бывает длительным, изнурительным и кажется, что он направлен против них. «Турецкие суды перегружены, поэтому правосудие работает медленно, и редко можно увидеть, чтобы мужчины – виновники насилия – получили полный срок, которого они заслуживают, – говорит Бозкурт. – Но что еще хуже, суды рассматривают эти убийства как индивидуальные случаи, а не как коллективное, политическое преступление. Вот почему необходим целостный подход, который сосредоточен на наказании, профилактике, разработке политики и мониторинге. Вот почему нам нужна Стамбульская конвенция».
В одночасье, 10 марта, президент Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что Турция выходит из исторической конвенции Совета Европы, из соглашения, которое возлагает на государства ответственность за защиту женщин от гендерного насилия и жестокого обращения. Основные оппозиционные партии пообещали вернуться в конвенцию в качестве одного из своих первых действий в случае победы на выборах, а женские группы говорят, что выход из конвенции поощряет насилие в отношении женщин. С 20 марта – когда Турция объявила о выходе из Стамбульской конвенции – по конец ноября, по данным платформы по борьбе с фемицидом, было зарегистрировано более 160 случаев убийства женщин и 138 подозрительных случаев смерти женщин.
«Документальный фильм предлагает женский взгляд на фемицид. … И это заявка Великобритании на «Оскар» – ну, этого мы не ожидали!» – сказала Себзеджи, фотожурналист, которая освещала гендерные вопросы в течение десяти лет.
«Он заслуживает победы, – сказала Бозкурт в интервью «Аль-Монитор». – Кинолента «Умереть, чтобы развестись» затрагивает глобальную проблему через ситуацию в Турции – не только здесь женщины сталкиваются с домогательствами и гендерным насилием. Фемициды происходят повсюду».
«Особенно теперь, после выхода Турции из Стамбульской конвенции, турецкое женское движение стало более сплоченным и более активным, – сказала Себзеджи. – Оно стало символом для женских движений во всем мире».
Согласно отчету Plan International под названием «Защита молодых женщин и девочек на Ближнем Востоке и в Северной Африке», страны Ближнего Востока и Северной Африки занимают самое низкое место в Глобальном гендерном индексе, набрав минимальное количество баллов по таким фундаментальным показателям, как здоровье, образование, участие в экономической и политической жизни. Гендерное насилие является наиболее распространенным нарушением прав: каждая третья женщина в странах БВСА в течение жизни подвергалась или подвергается риску стать жертвой физического или сексуального насилию.
Фильм «Умереть, чтобы развестись» будет показан в декабре, в Стамбуле и Измире во время кинофестиваля по правам человека. Ранее в этом году продюсеры просили Стамбульский фонд культуры и искусства показать фильм во время кинофестиваля, но получили отказ на том основании, что фильм «слишком политически взрывоопасен», сказала Бозкурт.