Последняя война блока НАТО

Последняя война блока НАТО

Чем сильнее на Западе раскручивают истерию о якобы готовящемся российском вторжении на Украину, тем интенсивнее начинают ёрзать в своих мягких креслах сами западные политики.

Как сообщила норвежская газета Verdens Gang, правительство королевства внезапно выступило против размещения на территории Норвегии, точнее, в непосредственной близости у границы с Россией, войсковых подразделений британских и американских союзников Осло по НАТО.

«В интересах Норвегии — самостоятельно позаботиться об этих территориях с помощью норвежской обороны», — заявила по этому поводу глава норвежского МИД Анникен Хюитфельдт.

Переживания наших скандинавских соседей (не самых, кстати говоря, для нас дружественных) понятны и оправданы. Последние несколько лет Россия серьёзно укрепляет своё военное присутствие в Заполярье, всеми доступными средствами демонстрируя, что шутить в случае чего не намерена. США же, со своей стороны, наоборот, участили полёты своих самолётов-разведчиков в районе Баренцева моря, регулярно проверяя на бдительность авиацию Северного флота РФ.

Мало того, именно на побережье Норвегии Штаты притащили своё разведывательное оборудование и греют уши (пытаются, по крайней мере) в переговорах российского военного командования. На это наши с присущей русским суровой прямотой ответили, что включили все объекты военной инфраструктуры норвежского королевства в перечень первоочерёдных целей для уничтожения. Как это «обрадовало» местных жителей небольших прибрежных городков Норвегии, где всё это и сосредоточено, невозможно передать словами.

Народ, естественно, начал возмущаться, писать различные петиции и выходить на демонстрации с незамысловатым лозунгом «янки гоу хоум». Дошло даже до дискуссии на тему «А надо ли нам это НАТО?». До поры до времени, официальный Осло на протесты своих граждан старался не реагировать (всё-таки потрафить заокеанскому сюзерену было важнее), но, судя по всему, запах жареного докатился и до высоких чиновничьих кабинетов, и они были вынуждены выступить с вышеприведённым заявлением.

Это лишь один, но, на мой взгляд, весьма показательный, пример натовской «решимости» в защите общих, читай американских интересов. Нет этой решимости и не было отродясь. Сам блок, созданный в апреле 1949 года (чьей главной задачей, по меткому замечанию первого из его генсеков, британца Гастингса Лайонела Исмея, было сдерживание России вне Европы, а Германии под контролем США), изначально получился мертворождённой креатурой.

Только до поры до времени этого было не видно. Войны с СССР и Варшавским договором никто не ждал, даже помыслить об этом было глупо, и поэтому всем хватало нахмуренных бровей и надутых щёк, чтобы изобразить ту самую «непоколебимую решимость» (позже так назвали операцию США и союзников против запрещённого в России ИГИЛ на территории Ирака и Сирии). После 1991 года открылась ещё одна опция — безнаказанно бомбить по всему миру слабые страны, за которые некому заступиться. Хрестоматийный пример — Югославия. Но стоило колонне российских десантников внезапно появиться в аэропорту Слатина под Приштиной, как натовские вояки, даже самые борзые их них, почувствовали себя очень неуютно. С тех пор они предпочитают ограничиваться лишь выражением глубокой озабоченности. Так было во время грузинских событий в 2008-м году, крымских в 2013-м и начала российской военной операции с Сирии в 2015-м.

Ещё одним показателем снижения значимости Североатлантического альянса и, положа руку на сердце, бессмысленности его существования, могут служить фигуры генеральных секретарей НАТО в последние десятилетия.

Помимо упомянутого уже Гастингса Исмея, который, на минуточку, прошёл и Первую и Вторую мировые, имел массу наград и дослужился до звания генерала, можно вспомнить и небезызвестного испанского политического деятеля Хавьера Солану, того самого, что руководил альянсом во время натовских бомбардировок Белграда и других сербских городов и местечек. Он не был профессиональным военным, но при этом был суровым, жёстким и весьма прагматичным политиком. Из тех, кого не стыдно назвать врагом.

А сейчас? Голландско-скандинавское трио Яаап де Хооп Схеффер, Андерс Фог Расмуссен, Йенс Столтенберг, поочерёдно возглавляющее альянс с 2004 года, ярчайшим образом демонстрирует деградацию натовского руководства. Помню, когда я наблюдал совместную пресс-конференцию нынешнего президента Украины Зеленского и действующего генсека НАТО Столтенберга, не мог отделаться от ощущения, что смотрю очередной выпуск «Вечернего Квартала», только на месте длинного Жени норвежский Йенс.

И очень символично, что именно сейчас, когда он возглавляет альянс, его соотечественники начали так сильно тяготиться своим пребыванием в рядах североатлантического блока. И подобные настроения ширятся отнюдь не только в Норвегии. Пока европейские политики пытаются приободрить своих сограждан бравурными заявлениями о евроатлантическом единстве и натовской мощи, простые европейцы как-то всё менее склонны во всё это верить.

Что самое забавное, виной тому во многом оголтелая пропаганда тамошних СМИ. Они настолько запугали несчастных бюргеров агрессивной Россией, что те в определённый момент ощутили неизбежность грядущей войны. Ощутили, испугались, а затем пришли в себя и задали простой вопрос: «стоп, а причём тут мы?». Если у русских есть страстное желание (на самом деле, нет) захватить Украину, так пусть захватывают. Если им ещё и Прибалтики вдобавок захочется (тем более нет), то Бога ради!

Мы, европейцы, совершенно не обязаны пропускать свой утренний кофе и отказываться от вечернего пива или бокала вина (кому что) ради чуждых нам интересов далёких стран и народов. Да-да, далёких. Потому что, как учит европейская школьная программа, Европа заканчивается на белорусско-польской границе, а высочайшая гора Старого Света — Монблан, хотя на самом деле Эльбрус и находится он в России, но ведь Россия-то, по их логике, не Европа.

В общем, если с такими настроениями на местах НАТО (конкретно, его европейская часть) рискнёт ввязаться в настоящую военную авантюру против России и в интересах США — это определённо станет последней войной альянса. Самой бесславной в череде и без того позорных деяний. И всё же, будем надеяться, что у них достанет ума (или страха) этого не делать.