Курилы вызвали интерес у НАТОвской страны или это хитрый план Японии

Курилы вызвали интерес у НАТОвской страны или это хитрый план Японии

Похоже, что Курильский уникальный налоговый режим, предложенный президентом РФ, начал приносить результат.

Тема Курил всегда резонансна, так как любой россиянин знает о проблемах региона и претензиях на него со стороны Страны восходящего солнца. И вот на днях анонсированная новость о проявленном Данией интересе к одному из островов Курильской гряды — о. Шумшу, вызвала ажиотаж.

Датчане выразили желание взять о. Шумшу в аренду с целью организации на острове производства водорода и дальнейшего его экспорта в Японию. Компания Copenhagen Infrastructure Partners планирует производить на острове водород с помощью ветрогенерации, инвестиции составят $2-2,5 млрд. Объёмы производства составят 1,5 ГВт энергии и 120 000 тонн водорода.

Почему такой интерес у Дании к этому острову, ведь его величина всего 30 км в длину и 20 км в ширину?

Остров Шумшу отделён от Камчатского полуострова Первым Курильским проливом, а от о. Парамушир — Вторым Курильским проливом.

Шумшу — единственный остров Курильской гряды не вулканического происхождения. На начало XXI века и по сегодняшний день остров не заселён, имеются лишь заброшенные посёлки советских времён, погранзастава и маяк.

Предполагается аренда части территории острова с наилучшей продуваемостью ветрами для размещения ветрогенераторов.

Сразу хочется вспомнить недавнее заявление президента РФ, о создании максимально комфортных условий для привлечения бизнеса, в том числе, иностранного, на Курильские острова:

«Беспрецедентный набор льгот и стимулов мы создадим на Курильских островах, например, где полностью освободим бизнес от уплаты ключевых налогов на прибыль, на имущество, земельного и транспортного налога, причём на десять лет».

Это заявление снимает все вопросы, почему Дания заинтересовалась островом — просто бизнес, ничего личного.

Датский интерес к проекту по возобновляемой энергетике на российских Курилах основан на налоговых льготах, продуваемом ветрами острове, ну и, конечно, близость огромного перспективного рынка сбыта — Япония и любая страна Юго-Восточной Азии.

Но есть ещё один вопрос, а какой именно будет водород и метод его последующей транспортировки?

Губернатор Сахалинской области Виктор Лимаренко рассказал об интересе региона к инвестициям в «голубой» водород, произведённый методом конверсии из метана и электролизом с использованием ветряной генерации и воды.

Производство и дальнейшая реализация «голубого» водорода выглядит не слишком экономически оправданным. Необходимо как-то осуществить доставку на остров природного газа с помощью трубопровода либо танкеров.

Постройка газопровода для таких объёмов нецелесообразна, значит, нужен СПГ-терминал. Но тогда доставленный газ нужно будет сначала разжижать, конверсировать в «голубой» водород, потом опять сжижать, и уже потом отправлять покупателю. В процессе производства «голубого» водорода надо будет улавливать и где-то хранить углекислый газ.

Ориентиры датчан нацелены на самый чистый и популярный в европейских дискуссиях — «зелёный» водород. Его производство происходит прямо на месте из морской воды методом электролиза при использовании ветряной энергии. Далее нужно сжижать и экспортировать в страны Юго-Восточной Азии морским путём.

Есть ли японский интерес в датских инвестициях в Курилы?

Во-первых, о. Шумшу не входит в территорию Курил, являющуюся безосновательным поводом для реваншистских претензий Японии.

Вожделенной, но несбыточной мечтой Японии являются острова Шикотан, Итуруп, Кунашир и группа островков Хабомаи. Шумшу находится в северной группе Курильских островов, их территориальная принадлежность не оспаривается ни кем, они не являются предметом переговоров или сомнительных схем.

Во-вторых, Россия как принимающая сторона имеет право и обязана:

— поставить условие для осуществления таких инвестиционных проектов только через совместные предприятия, распределение долей по формуле 50% на 50%, прибыль от экспорта также;

— строительство и последующее обслуживание ветропарков и СПГ-терминала потребует заселения острова обслуживающим персоналом, а он должен быть только из числа россиян, и никак не японских или прочих мигрантов.

Формат такого сотрудничества с иностранными инвесторами на Курильских островах действительно имеет смысл. Заодно это поможет навести долгожданный порядок на острове.

Какой интерес Сахалинской области, помимо инвестиций?

Власти заявили о намерениях создания на острове Шумшу музея Второй мировой войны, «материальный слой» огромен и уникален.

Впервые о. Шумшу, был отмечен Российской империей в 1711 году, после экспедиции на него якутского казака Ивана Козыревского. Аборигенами острова была народность айны, которые перешли в православие и приняли российское подданство к 1736 году. В гидрографических описаниях XVIII — XIX веков остров отмечен как Первый.

Шумшу хранит следы военных событий. Сохранилось множество фортификационных сооружений оставленных японскими милитаристами: доты, дзоты, окопы, противотанковые рвы, складские помещения.

Курилы вызвали интерес у НАТОвской страны или это хитрый план Японии

Взятие острова Шумшу, начавшееся 17 августа 1945 года — первое и решающее событие в ходе всей Курильской операции. Операция завершилась 23 августа полной капитуляцией Японии и заняла 5 дней.

За всю Курильскую военную операцию было 9 награждений званием Герой Советского Союза. Трое получили высшую награду государства посмертно.

Именно за взятие о. Шумшу матросы Пётр Иванович Ильичёв и старшина I статьи Николай Александрович Вилков на высоте 171 своими телами закрывшие амбразуру вражеского дзота были удостоены высшей награды.

Старший лейтенант Степан Аверьянович Савушкин, командир роты автоматчиков, лично уничтожил первый вражеский танк, неоднократно поднимал своих бойцов в рукопашные атаки. Смертельно ранен при водружении Красного знамени на высоте 165.

Остров буквально изрыт воронками от бомбардировок. В период с 1943 по август 1945 года по военным объектам острова наносились воздушные удары ВВС и ВМС США, которые базировались на Алеутских островах.

После Второй Мировой войны, в советское время, на острове существовали населённые пункты Байково, Шутово, Шумный, Бабушкино, Курбатово, Козыревск. У Байково расположен заброшенный бывший японский аэродром, в 1990-х годах он принимал самолёты Л-410 из Елизово Камчатского края.

На аэродроме Байково (бывший японский Катаока) ранее базировался 888-й истребительный авиационный полк Камчатской дивизии ПВО. Вооружение полка составляли самолёты МиГ-15, а затем МиГ-17. 5 ноября 1952 года о. Шумшу серьёзно пострадал от цунами. Полк расформировали 27 февраля 1958 года.

После окончания Второй мировой войны и по сегодняшний день остров так и не был приведен в порядок. Поверхность изрыта бывшими японскими фортификационными сооружениями, покрыта обломками самолётов, танков, воронками от снарядов, неразорвавшимися авиабомбами и снарядами.

Выглядит захватывающе и живописно, но для развития территории нужна надёжная хозяйская ручка. Инвестиции в остров Шумшу — многообещающее начало развития Курильских островов и Сахалинской области в целом.