США-Китай: параллельная политика

США-Китай: параллельная политика

На первый взгляд Си и Байден ведут две страны в совершенно разных направлениях, но приглядитесь внимательнее. Президент США Джо Байден и президент Китая Си Цзиньпин сталкиваются с разными проблемами, но проблемы, которые ждут президента Си Цзиньпина и президента Джозефа Байдена в их странах, Китае и США, в следующем году, во многом параллельны. Одному, Байдену, предстоит нелегкая борьба за то, чтобы удержать Америку стойкой, в то время как Китаю было бы легче пойти по пути стабильности. Тем не менее, при внимательном рассмотрении все могло быть иначе.

Расходящиеся точки зрения. В Китае Си закрепился в своем положении на всю жизнь, и никто в здравом уме не станет бросать ему вызов, по крайней мере, в обозримом будущем. Это должно сделать Китай в ближайшие несколько лет, чрезвычайно стабильным и защищенным от любых серьезных политических потрясений.

Однако такая концентрация власти в руках одного человека фактически делает многие вещи неопределенными. Да, Си Цзиньпин — это вершина власти Китая, краеугольный камень моста. И все же архитектура моста, дизайн будущей китайской державы, остается неопределенной. Нам неизвестна структура следующего Постоянного комитета Политбюро, саммита китайской власти, который принимает повседневные решения. В настоящее время в нем семь человек, и до шести из них могут выйти на пенсию на Конгрессе следующей осенью. Тогда здесь начнутся проблемы.

Будет ли новое Политбюро состоять всего из семи человек или его станет меньше — до пяти? В прошлом его даже расширили до девяти человек. Цифры не безразличны, «пять человек» означает очень быстрый и эффективный процесс принятия решений. Однако формат из пяти человек может быть слишком мал для ответственности перед всем Китаем. Если их будет семь, будут ли все они намного моложе Си Цзиньпина, и будут ли они отличаться от нынешних шести? Все они обязаны своей карьерой самому Си. В отличие от нынешнего Политбюро, где все они находятся в возрастной группе Си Цзиньпина и продвинулись по служебной лестнице благодаря продвижению, сделанному предшественниками Си, новый Постоянный комитет будет еще более почтительным по отношению к Си.

В этой ситуации Си, который может быть назначен председателем Коммунистической партии Китая (КПК), придется иначе проектировать власть. Даже учитывая свой возраст и долгосрочные перспективы структуры власти, он может захотеть иметь генерального секретаря, отвечающего за повседневные дела, чтобы он был в одном шаге от власти и вмешивался только в деликатные вопросы. Си, которому в следующем году исполнится 69 лет, безусловно, перегружен офисными делами, но он должен будет поддерживать себя и сохранять здоровье в течение следующих десятилетий.

Затем ему может потребоваться конфигурация, в которой он формально не является частью Постоянного комитета, и тогда он будет освобожден от повседневной нагрузки, но сохранит внешнее право вето и указания. То есть в постоянный комитет может входить пять человек, но Си может вмешиваться, обеспечивая дополнительный контроль и голосование по существу в деликатных вопросах. Эта структура избавляет Си от чрезмерного бремени, но открывает пути для возможных заговоров Постоянного комитета из пяти человек. В политике никто ни в ком не уверен. Пять человек, которые могли бы управлять Китаем изо дня в день, в определенный момент могли бы и принять решение против Си в его отсутствие.

В китайской политике ни один лидер не застрахован от предательства. Мао Цзэдуна обманули его друзья Лю Шаоци и его преданный Линь Бяо, которые по отдельности пытались отстранить его от власти в 1960-х и 1970-х годах. Точно так же Си Цзиньпин, столкнувшись с трудным внутренним и международным выбором, может быть оттеснен новым Постоянным комитетом. Чтобы предотвратить это, Си должен по-прежнему участвовать в повседневной работе, но это, конечно, сказалось бы на его энергии, потому что ему пришлось бы все контролировать и принимать решения без времени для отдыха.

То есть, если он продолжит управлять Китаем на ежедневной основе, то следующий съезд партии через пять лет может стать знаменательным моментом, потому что в возрасте 74 лет он будет пребывать в стрессе и выглядеть очень усталым, Си придется управлять новой партией китайцев, лидеры, которой, естественно, будут иметь свои амбиции и свои представления о стране. То есть через пять лет его собственное положение может стать затруднительным, хотя в следующие пять лет оно станет более надежным.

Кроме того, есть трудные решения о том, кто войдет в Постоянный комитет 2022 года. Премьер Ли Кэцян должен уйти, как и все люди его возраста. Тем не менее, он еще не достиг своего возрастного предела, поэтому может сопротивляться выходу на пенсию. В новом расширенном Политбюро будет еще около 25 членов, и Си должен будет выбирать и проверять их одного за другим. Это также означает, что если Си Цзиньпин допустит ошибку в отношении любого из них, ошибка будет на нем.

То же самое и с членами ЦК, их около 300 человек. Примерно половине из них придется уйти в отставку, и это снова означает огромную нагрузку на Си: проверка и выбор 300 человек одного за другим. Если кто-то из них окажется коррумпированным или неадекватным, ошибка будет его собственной. Теоретически, чтобы избежать всех этих возможных ловушек, Си мог выбрать совершенно другую конструкцию, а не такую, в которой он является краеугольным камнем моста, структурно важного для удержания арки.

Может быть, ему стоит остаться в стороне и перейти к разделению власти, при которой, например, премьер-министр и секретарь партии по отдельности управляют правительством и партией, но все подчиняются Си. Такая структура, естественно, создаст конфликт и трения между партийным секретарем и премьер-министром, и эти трения, если не будут решены открыто, могут вызвать политические заговоры, которые в любом случае ослабят систему. Тогда система может быть защищена путем открытого сообщения о партийных и правительственных делах не только Си Цзиньпину, но и общественности, тем самым ограничивая шансы заговоров, которые процветают в условиях секретности.

Это привлекло бы внимание китайской общественности к внутренним вопросам, подчеркивая чувство принадлежности людей к политическому сообществу, о котором они действительно ничего не знают. Это не была бы демократия «западного образца», но это все равно была бы новая интересная особенность китайской политики, которая могла бы придать стране большую стабильность. Эта большая стабильность должна пройти испытание временем, чтобы увидеть, как это сработает.

Но это всего лишь идеи. У Коммунистической партии наверняка будут другие идеи. Какими бы ни были идеи, уединение власти Си Цзиньпина создает новый набор проблем для структуры китайского правления, и это должно быть решено с помощью стабильной структуры, которая может просуществовать несколько лет. Тем не менее, решения пока нет, и мы не знаем, каким оно будет и будет ли оно работать.

Стабильная политика США. Американская политика находится в совершенно ином положении. Байден и Демократическая партия терпят поражение на промежуточных выборах. Демократическая партия может потерять большинство в Палате представителей, а возможно, и в Сенате. Следовательно, президент может потерять поддержку, необходимую для проведения своей политики.

Байдену угрожает волна инфляции и волны миграции, которая перемещает избирателей в лагерь республиканцев. Политика Байдена противоречива и все еще нова. Они не влияют на общественное мнение, и без необходимой поддержки Демократическая партия через три года может проиграть президентские выборы. Тем не менее, это землетрясение может иметь большое значение для политической стабильности Америки. Самая большая угроза этому — не Демократическая партия или Республиканская партия, а присутствие Дональда Трампа. который своим беспорядочным поведением и неортодоксальными и, возможно, незаконными методами подрывает традиционную американскую политику.

Если Демократическая партия проиграет промежуточные выборы, демократы могут проиграть президентские выборы через три года, но Республиканской партии не нужен Трамп для победы. Любой кандидат в президенты от республиканцев может победить Байдена, если он решит баллотироваться на переизбрание или кого бы то ни было демократы.

Если республиканцам не нужен Трамп для политической эффективности, они могут снова вернуться в центр политического спектра. Этот факт может помочь сотрудничеству между демократами и республиканцами в выработке общей умеренной политики, которая поможет Америке найти новую золотую середину как внутри страны, так и за ее пределами. Эта золотая середина должна будет решать проблему нового социального разрыва в уровне благосостояния в стране. Сверхбогатые монополизируют богатство и возможности и игнорируют потребности простых людей. Они иссушают средний класс, который более века был основой американского общества. Без этой опоры Америка уже не такая.

Новая золотая середина между умеренными демократами и умеренными республиканцами должна удовлетворить потребности людей, которые не чувствуют себя представленными нынешней политической, социальной и экономической системой, которые лишены гражданских прав, которые чувствуют себя одноразовыми, ненужными и полагают, что они представлены только как новые радикалы, левые и правые.

Затем умеренные должны осушить левое и правое крыло, угождая реальным потребностям людей. Это будет сложно, нелегко, но, если начать делать это серьезно в следующие несколько лет, Америка должна найти свой путь движения вперед. То есть, несмотря на очевидную неопределенность, в Соединенных Штатах появляется большая политическая уверенность, которая может вывести страну на более стабильный путь в ближайшее десятилетие или около того.

Прямо противоположное может вырисовываться в Китае, если не исправлять и не принимать меры в тот же период времени.

Дайте нам политику. Тем не менее, в обеих странах действительно важна политика, и здесь обеим странам предстоит сделать трудный выбор. Си Цзиньпин, как только он пришел к власти в 2013 году, попытался решить проблему государственных предприятий, которые являются основой экономических, социальных и политических диспропорций в Китае. Однако в 2013 году ему не удалось реформировать госпредприятия, а теперь эти проблемы стали еще больше.

Одна из великих движущих сил экономического роста Китая фактически остановилась: развитие сектора недвижимости. Ожидаемый дефолт компании Evergrande, занимающейся недвижимостью, с безнадежной задолженностью более 300 миллиардов долларов (более 90% внутренней) — это лишь верхушка айсберга. Недвижимость составляет не менее 30% ВВП Китая. Частные, получастные и государственные компании, занимающиеся недвижимостью, сидят на горе чрезмерно выданных кредитов, совместно используемых банками и местными органами власти. Если центральное правительство позволит им очистить рынок, то это может вызвать обвал непостижимых размеров. Горка будет не только внутренней, но и внешней.

Да, юань не является полностью конвертируемым, и поэтому бегство капитала, которое могло бы немедленно обрушить экономику, невозможно. Но у Китая около 700 миллиардов долларов внешнего долга, из которых довольно значительная сумма должна быть выплачена этими обанкротившимися компаниями и банками, а не только центральным правительством. В Пекине есть сотни компаний, котирующихся за границей, и они могут сильно пострадать, если выйдут из «China’s Capital, Inc.». Гонконг, хотя и не так функционален, как несколько лет назад, по-прежнему является основным центром обмена между Китаем и остальным миром с его современной финансовой системой. Бегство из China’s Capital, Inc может обрушить экономику Гонконга.

Эти три проблемы могут привести к бедности в стране и ее крупном среднем классе, прочном основании удержания КПК у власти. Более того, это также может привести к краху его основного источника доходов — внешнего экспорта. В то же время Китаю необходимо менять свою экономическую структуру. Экспорт по-прежнему имеет огромное значение для страны. Внутреннее потребление не растет желаемыми темпами. Неустойчиво и внешнее потребление, поскольку в мире недостаточно рынков для покупки китайских товаров.

Эти проблемы, даже без учета нарастающей международной напряженности и проблемы, связанной с Ковидом, которая не исчезнет, ​​представляют собой огромные проблемы, которые необходимо решить новому Политбюро.

Основы США. У США другие проблемы. Его компании чрезвычайно успешны и новаторски, но их успех убивает возможности для мелких предпринимателей и высокооплачиваемых рабочих мест, и все это лишает американцев надежды. Без надежды дети не учатся, не прилагают усилий. Задача этого масштабного плана создания инфраструктуры и возобновления образования — дать надежду американской общественности, а также всему миру, обращающему внимание на Америку. Новый масштабный план, в том виде, в каком он, возможно, сейчас обрисовывается, мог бы решить эту проблему.

На первый взгляд Китай другой. Маленькие китайские дети хотят учиться, много работать и очень мотивированы. Тем не менее, есть два признака долгосрочных проблем, требующих внимания. Одно из них — это поколение городских детей, которые хотят «лежать на одном месте», не имеют никаких амбиций, не стремятся и счастливы, живя за счет своих родителей, бабушек и дедушек. У этих детей нет амбиций, потому что их баловали, но также потому, что они испытывали невыносимое напряжение со стороны своих семей и не смогли осуществить мечту стать первыми в своем классе или первыми в своей работе. Они чувствуют себя неудачниками и поэтому им не к чему стремиться. В стране, где быть первым — это все, а быть вторым или третьим практически нет места, вторые и третьи теряют мотивацию и чувствуют, что нет необходимости много работать.

Отсутствие мотивации отражается и на падении рождаемости. Китай отказался от своей политики одного ребенка, и, по сути, парам становится сложно сделать аборт. Пекин считает, что страна стареет раньше, чем становится богатой, и теперь правительство пытается противостоять этой тенденции. Однако это могло оказаться трудным. Растить детей в Китае очень дорого. Больницы дорогие, школы дорогие, поэтому наличие двух-трех детей может стать непосильной нагрузкой для семей. Уже сейчас семьи выделяют более трети своего дохода на одного ребенка. Наличие троих детей означает, что у них не остается денег на еду.

Поэтому для того, чтобы иметь больше детей, Китай должен как минимум сделать школы и здравоохранение бесплатными. Но это создаст новое бремя для системы, которая уже испытывает нагрузку из-за неэффективности недвижимого имущества и государственных предприятий. Тем не менее, поскольку Китай является закрытой экономикой с огромным положительным сальдо торгового баланса и огромным спредом между процентами по депозитам и кредитам, он может поддерживать ситуацию в течение некоторого времени.

Это всего лишь проблема бухгалтерского учета, и этого может оказаться недостаточно. Если общество не станет менее ориентированным на успех и не станет лидером, у детей могут возникнуть проблемы с продолжением усердной работы, если они не будут лучшими в своем классе. То есть Китай должен стать структурно менее пирамидальным, менее «меритократическим», рассматривая заслуги только как успех на государственной службе или в бизнесе. Китайское общество должно быть более открытым и разнообразным, чтобы вселить новую надежду в детей, которые чувствуют себя обделенными из-за того, что не так хорошо разбираются в математике в начальной школе. Это огромные социальные и антропологические изменения, с которыми в прошлом Китай смог столкнуться. На данный момент мы о них ничего не знаем.

С другой стороны, с экономической точки зрения он должен найти новые модели роста, задействуя свои очень динамичные частные предприятия. Китай должен дать больше возможностей частным компаниям, предоставляя им более справедливую рыночную систему, где им не нужно искать политического покровительства для увеличения доли рынка. Старая система патронажного бизнеса ушла в прошлое, а новая все еще не определена. Политика должна уйти из экономической области, и это также может быть отражено в разделении между правительственными и партийными делами наверху. Как это может сработать, конечно, остается под вопросом.

Вызовы США. У Америки другие вызовы: неудачи ее внешней политики и финансовый кризис, начавшийся в 2004–2008 годах и вплоть до поддержки жасминовых революций на Ближнем Востоке, подорвали влияние Америки в мире.

В отличие от Китая, Америка — это национальное и международное образование, и они связаны друг с другом. Следовательно, если Америка не вернет себе международный престиж, это также может ослабить ее внутреннюю политику. Здесь Байден начал выдвигать новые идеи, но такие идеи, как Build Back Better World (3BW), всемирная сеть инфраструктуры, но они все еще нереальны.

Соединенные Штаты теряют политические позиции в Латинской Америке и Европе, традиционно являющихся их родиной. В Африке дела обстоят не лучше. США набирают обороты в Азии, где они долгое время теряли позиции. Однако этого может быть недостаточно. Америке нужно быть повсюду и быть сильнее, чтобы оставаться впереди. Здесь рушится старый социальный порядок, основанный на сильных сообществах, заботящихся о себе, и сдерживающий государство. От государства требуется предоставление новых, более обширных услуг, для которых ему нужно больше денег и больше социального вмешательства.

Идея социального обеспечения государством, впервые представленная социал-демократами и Германией Отто фон Бисмарка, расширяется. Люди считают, что старые услуги, когда-то частные, лучше выполняет государство (образование или здравоохранение, но также полиция или оборона). Государство не столько устанавливает правила, которые независимые экономико-политические игроки будут справедливо использовать, сколько об управлении ограниченными ресурсами и центральном посредничестве между конфликтующими социальными силами.

Старый либеральный порядок был основан на идее легкого государства, которое заботится только об установлении правил. Услуги и благополучие предоставлялись семьями, сильными и большими, а также церквями или религиозными организациями, заботящимися о тех, кто остался в стороне.

Даже в Китае без организованных церквей деревни, кланы и гильдии предоставляли социальные услуги без вмешательства со стороны государства. Таким образом, слабое, легкое государство основывалось на сильных церквях и крепких семьях.

Социализм в XIX и XX веках представил идею государства, заботящегося обо всем, и капиталистические общества приняли ее, видя ее положительную сторону в обеспечении общественной сплоченности и нового общественного договора. Заботливое государство Бисмарка с государственными школами и бесплатным базовым медицинским обслуживанием создало первую массовую программу социального улучшения качества населения. Люди, будучи более образованными и более здоровыми, улучшили государственную производительность и новаторство во всех социальных аспектах.

Но если государство должно предоставлять медицинское обслуживание, пособия по безработице, бесплатную школу и т. д., тогда основы либерализма начнут сдвигаться. Что такое либерализм, если государство обязано заботиться обо всем и обо всех? Это больше, чем приманка тоталитарного государства; это баланс между тем, где есть и где может проявляться свободная инициатива.

Это потрясает основы Америки, рожденной свободным духом. Здесь технологии также выводят нас за пределы интервенционистского государства. Само общество заменяется сетями в сети, а социальные взаимодействия — телефонными чатами. Социальный контроль со стороны старейшин или полицейских информаторов заменяется отслеживанием по телефону и камерами с распознаванием лиц. Государство обеспечивает все, возможно, даже справедливо, а Интернет истощает и трансформирует общество. Но все это создает сентиментальную пустыню.

Человеческое сердечность и отношения ушли. Человек, в основном социальное, политическое животное, искалечен и разорван. Это обеспечивает новую роль религии в обществе: доставлять тепло, внимание, заботу и быть полевым госпиталем. Нынешний путь католической церкви, по-видимому, направлен на заполнение этой зияющей бреши. Это чрезвычайно сильно в Америке и западном сообществе, где обязанности различных институтов размыты и пересекаются, но это также присутствует и в Китае, где государство играет более сильную и четкую роль.

Трудно сказать, какие вызовы сложнее, китайские или американские. Но, по крайней мере, в ближайшие несколько месяцев мы увидим, кто окажется впереди.

ФРАНЧЕСКО СИСЦИ