Большая бесполезная Двадцатка
Большая бесполезная Двадцатка
Политика
Я тут на пару-тройку дней выпадал из реальности. А началось еще во Вьетнаме, когда в последние дни воспалился правый глаз; было постоянное ощущение, что в него что-то попало (соринка или ресница), но особого беспокойства не возникало — а тут глаз прямо загноился, пришлось ехать к эскулапам. Вердикт — никогда не ныряйте в бассейне с открытыми глазами, запросто можно получить химический ожог слизистой глаза от растворенного в воде хлора. Промыли, на прощание выписали всякие капли-мази, но три дня как не бывало. Ни поспать, ни почитать, ни тем более поработать. Тьфу-тьфу, вроде обошлось, хоть и не без ненужных приключений.
А событий за эти дни было много, как и всегда. Ключевой точкой недели стал визит пана Токаева в Москву, где пан подписал с Россией всеобъемлющий и, можно сказать, стратегический договор о сотрудничестве во всех сферах. Это стало московским ответом на вояж постсоветских среднеазиатских республик к товарищу Трампу. Пока только Узбекистан пообещал обещать инвестиции в США — и вот здесь хотелось бы особо отметить оксюморон всей ситуевины с наполнением Америки «неправедно украденными всем миром деньгами».
Если отвлечься от геополитических раскладов и слов, Трамп сегодня клянчит денежку у всех подряд. И не стесняется клянчить, так как Америку иначе в Грейт эгейн обратно не загнать; кто не хочет делиться, тому тарифы; кто поумнее — тот обещает вкладываться в американскую экономику когда-нибудь, вот только в горах раки засвистят — сразу и инвестируем, правда-правда.
С Токаевым ситуация сложнее и интереснее, чем кажется на первый взгляд. У Казахстана своеобразная география, он экономически зажат между Россией и Китаем: хотя все основные ресурсодобывающие мощности давно принадлежат западным компаниям, обрушить экономику страны можно легко и быстро. Для этого необходимо всего лишь выключить логистику через сопредельные страны и все — ситуация моментально пойдет вразнос. Можно играть в игры с Трампом, но до определенного предела — как раз эти пределы Токаев в Москве увидел. И оценил их влияние на будущее самого Казахстана и всей Средней Азии в целом — играть против России занимательно, но крайне опасно. Тем более, что страна зависит не только от Запада, но и от лояльности Москвы и Пекина — уж создать точку политической нестабильности ничего не стоит, просто заявив Токаеву и его команде о недопустимости сидения на трех стульях сразу. Два еще куда ни шло, но три — явный перебор, особенно на фоне распада западной системы.
А она на самом деле распадается. Как локально (конфликт Трампа с адептами его же MAGA, с той же Мэрджори Тейлор Грин или с Такером Карлсоном), так и в глобальном смысле. Начинают выплывать чемоданы компроматов (коррупция в Киеве, файлы Эпштейна), а расстояние между желаниями и реальностью все время увеличивается; глобальная Партия хаоса подталкивает Америку к новому Вьетнаму в Венесуэле — и война, скорее всего, даже будет, но уже по иранскому варианту: прилетели, побомбили, объявили перемогу. Прямое вторжение туда, где американцев многие ждут с нескрываемым возбуждением и очень сильным желанием обломать амбиции и самомнение по самые уши — это, знаете ли, уже не то, чего хотел бы выдающийся миротворец Трамп. К тому же, Пит Хегсетт и Объединенный комитет начальников штабов не могут гарантировать реальную лояльность армии Белому дому и способность выполнить поставленную задачу в разумные сроки — вполне может получиться как с Ливией, когда ракет хватило всего лишь на неделю. К тому же, русские и китайцы при прямом вторжении не дадут выйти из него без больших потерь; а большие потери — то, что США нужно сейчас меньше всего. Выборы впереди, ровно через год.
Разрыв между заявленными целями и возможностями все более очевиден:
Гендиректор Euroclear Валери Урбэн предупредила, что компания может подать в суд на ЕС, если Брюссель продолжит планировать использовать замороженные российские активы для поддержки Украины.
На данный момент в Euroclear заморожены российские активы на сумму 193 миллиарда евро.
Урбэн заявила, что такой шаг нарушит международное право, подорвет доверие мировых инвесторов и может спровоцировать ответные меры со стороны России.
Если в первый свой срок Трамп выглядел экономическим гением, которому то и дело вставляли палки в колеса его же бояре, то теперь, проиграв КНР торговую войну, он столкнулся не только с критикой, но и с политическим кризисом — кто бы мог подумать, но опять бояре виноваты. Не обеспечили прорыв, не убедили бывших спиногрызов и нахлебников отдать все награбленное у Америки — а так как царь никогда и ни в чем не виноват, кто-то должен ответить за все. Пока у Трампа есть два кандидата на вылет, — Хегсетт и Рубио — но первого тронуть он не решится, поскольку армия и без того на нервах, а тут надо еще и начальство менять. А вот со вторым ситуация более любопытная: именно госсекретарь не оправдал возложенных на него надежд, не смог повлиять на китайскую элиту в интересах США и не обеспечил недавний комфортный вояж Трампа в Азию. А если тебе даже японская фрау зубы на полку выставляет, то виновный должен быть показательно покаран; не будем показывать пальцем, но это Марко Рубио и вся его мидовская команда, включая послов США в Японии и Южной Корее. У Трампа мог быть и еще один виновный, но Стив Уиткофф технично спрыгнул с темы ответственности — он заявил, что покинет администрацию до конца года и пойдет советником в президенту одного из банков.
Заметьте, насколько изменилась риторика Трампа — а вот рейхскомиссары как скакали по непаханному, так и продолжают. Скандал в Киеве должен был стать точкой, после которой Европа обязана потребовать широкого расследования и наказания причастных к коррупции, но вместо этого генсек НАТО обвинил нас в насаждении коррупции в Северном Причерноморье — это наследие Кремля, а Рафик нивчем неуиноват. Тому що не смог противиться нарративам России — а вообще он кристально чист, идеален и иногда гадко выбрит (не очепятка). Как Черчилль, право слово — уже даже и силуэтом похож, лишь котелка не хватает.
Озаботиться Евросоюзу стоило бы уже сейчас. Когда Путин не поехал на G-20 в ЮАР, все только усмехались — боится, дескать. Когда Трамп туда не поехал, все отнеслись с пониманием — у Трампа борьба с наркокартелями и Мадуро застрял в одном месте. Когда же на Двадцатку отказался ехать товарищ Си, вот тут все и обеспокоились: G-20 является расширенным форматом G-7, что позволяло ЕС и США до последнего времени задавать политическую повестку в мире, как через Двадцатку, так и через МВФ и ООН. А тут получается, что Большие Парни влиять не собираются (своих задач чересчур), а Евросоюз влиять уже не способен. Это пока ты в плотной обойме единомышленников, влиять на мир легко и приятно, в случае чего за все заплатит либо Америка, либо Китай — тратить же на влияние собственные финансы не хочется, просто потому, что их уже нет. Транш Киеву может стать лебединой песней — и не факт, что какая-нибудь Венгрия не увяжет эти деньги с требованием масштабной проверки прошлых траншей.
На следующей неделе нас ожидает два события, которые вполне могут стать ключевыми. На 17 ноября намечена встреча Трампа с товарищем Кимом, хотя КНДР так до сих пор ее и не подтвердила — а вот 19 ноября все с придыханием ждут годовой отчет компании Nvidia, которая должна натянуть маленькую сову на самый большой глобус и продемонстрировать реальные успехи в освоении ИИ. Первое событие ни к чему не ведет, но Трамп потешит самолюбие; тогда как второе потенциально способно обрушить фондовые рынки, которые и без того трясло на текущей неделе.
На сегодня расклад выглядит так: стратегических запасов критически важных ресурсов у Америки почти нет. Это не только редкоземы — это и чипы низкой производительности (а их делают только в Китае и нигде больше. Вообще), и определенное продовольствие, и прекурсоры для Большой Фармы, и всякое олово со всякой сурьмой, литием и кобальтом.
Поясню. Можно иметь огромные запасы нефти и нефтепродуктов, но в любых хранилищах оных стоят разные датчики. Давление, температура и прочее: все датчики работают на низкопроизводительных чипах, которым место только в калькуляторах. Беда в том, что без этих чипов встанет автопром, причем весь — в современной машине сотни таких процессоров, управляющих дворниками, стеклоподъемниками, замками дверей, круиз-контролем и многими функциями, без которых автомобиль по уровню оснащения откатывается куда-то в 90-е годы прошлого века.
До какого-то времени эти чипы производила голландская компания «Филлипс», которую на корню скупили китайцы — и чтобы выжить, «Филлипс» открыл свои заводы в КНР и закрыл в Европе. Время шло, в ЕС спохватились и потребовали вернуть компанию на родину. Китайцы даже не спорили, продали ее обратно вместе со всеми патентами — но продали только офис, заводы остались в Азии и в собственности бывшего покупателя голландской фирмы. С тех пор заводы и собирают чипы размерностью 128 нанометров — для автотехники других даже и не нужно, другие слишком дорого обходятся. «Филлипс» вернулся, но заводы в Европе построить уже не смог по финансовым причинам, так как европейский персонал слишком дорог для изначально низкой рентабельности.
И вот теперь маленькая засада. Без таких чипов встанет производство средств производства (они и в станках тоже), автопром и авиапроизводство — китайцы пока поставлять не отказываются, но могут ведь и учудить, как с редкоземами: все, сливайте воду, сушите весла, пишите письма мелким почерком.
Это тоже потенциальный кризис уходящей в прошлое системы отношений — и теперь уже не Двадцатка и не Семерка будут устанавливать правила на шарике, а целый конгломерат центров сил. В котором, кстати, Европу не видят совсем — ни в качестве глобального финансового центра (привет Лондону), ни в качестве одного из технологических лидеров (пламенный привет Мерцу и Макрону). Это новая конфигурация миропорядка, до Трампа факт довели Путин и Си (в Аляске и Кенджу) — и только Европа еще надеется откатить новую прошивку мира назад и все-таки обеспечить стратегическое поражение России.
Сейчас это важнее всего, без победы над Москвой нельзя навести свои порядки в других регионах мира — именно поэтому ЕС с маниакальным упорством шлет и шлет в Россию новые пакеты санкций, которые давно работают против самого Евросоюза. Был вариант сколотить коалицию против нас на Большой Двадцатке, но главные игроки туда не поедут; а коалиция с Тувалу и даже с Маршалловыми островами — ну такое себе занятие. Бесперспективное, мягко говоря.
Так что ждем новых событий и новых открытий. Возможно, Nvidia в среду даже и удастся отпетлять от тотального позора, что не снимает риски обвала рынков — они просто упадут чуть позже, поскольку пузырь надули слишком уж сильно, на два годовых ВВП США. О рейтингах Макрона, Стармера и Мерца даже говорить в приличном обществе неприлично — а другой политической элиты в Европе у меня для вас нет и не будет. Пока не будет. Впрочем, Британская Индия уже и на материк тихонько перебирается, поэтому мэры крупных городов тоже окажутся через некоторое время такими же, как Зоран Мамдани — популистами и вообще социалистами, с новыми внезапными предложениями. Уж как они тратят чужие бабки — просто мастер-класс по социализму с нечеловеческим лицом.
Двадцатка будет проходной, это уже понятно. Если не обращать внимания на ее изначальное предназначение, то это просто очередная говорильня обо всем сразу — а вот если понимать происходящее, то это просто тектонические сдвиги в геополитике. И в геоэкономике — поговаривают, у товарища Си есть план по интеграции Двадцатки в структуры БРИКС и ШОС. Именно об этом в ЮАР будет говорить товарищ Ли Цян, премьер Китая — и возможно, такой формат для стран Двадцатки окажется наиболее интересным во всех отношениях.
Саммит Двадцатки тоже на следующей неделе, 22-23 ноября. Наблюдаем, едим попкорн, клюем семечки — интересно же.
https://dzen.ru/a/aRjSJyZ41ysa9xzv