Интриги из-за месторождений газа в море ведут к военному столкновению между Индонезией и Китаем

Интриги из-за месторождений газа в море ведут к военному столкновению между Индонезией и Китаем

Пекин выражает протест против того, что Джакарта готовится к поиску газа в собственных территориальных водах. Индонезия и Китай враждуют на море из-за участившихся китайских вторжений в исключительную экономическую зону Индонезии.

Беспрецедентный протест Китая против бурения Индонезией с целью добычи природного газа в ее собственных водах, похоже, пролил новый свет на то, почему Джакарта хранила странное молчание в связи с недавним семинедельным вторжением китайского исследовательского корабля и двух вооруженных эскортов береговой охраны. Официальные лица отказались комментировать отчет информационного агентства Reuters, но по неофициальным каналам дали понять, что, в отличие от соседних Малайзии и Вьетнама, Индонезия отклонила требование и обеспечила своевременное завершение программы бурения.

Хотя в то время международные и местные СМИ в значительной степени игнорировали вторжение, правительство Индонезии явно стремилось избежать публичной дипломатической ссоры со страной, с которой оно поддерживает тесные экономические связи. Но дипломаты говорят, что молчание означает, что Пекину удалось обеспечить соблюдение своей односторонней девяти пунктирной линии территориального суверенитета, которая вторгается в 200-мильную зону экономического отчуждения (ИЭЗ) Индонезии и охватывает другие проверенные оффшорные газовые месторождения.

Интриги из-за месторождений газа в море ведут к военному столкновению между Индонезией и Китаем

Это первый раз, когда Пекин решил затеять ссору с Индонезией, которая не является претендентом на оспариваемые острова Спратли и всегда считала, что линия из девяти пунктов является незаконной в соответствии с Морским правом Организации Объединенных Наций, что означает, что в ней нет ничего, что стоило бы обсуждать.

Агрессивное поведение Китая продолжает озадачивать наблюдателей, которые задаются вопросом, сколько времени пройдет, прежде чем индонезийская общественность и ее вспыльчивые националисты лучше узнают о событиях на его северной морской границе. «У Китая есть страна — Индонезия, которая более склонна к выдержке», — говорит один высокопоставленный западный дипломат, знакомый с ситуацией, — «Тем не менее, он делает все возможное, чтобы усложнить задачу. Я этого не понимаю».

Со ссылкой на парламентариев, проинформированных по этому поводу, агентство Reuters сообщило, что за первоначальным письмом протеста Китая последовали неоднократные требования к Индонезии прекратить бурение, проводимое компанией Harbour Energy, совместным предприятием Premier Oil и государственной российской компании «Зарубежнефть». С тех пор компания сообщила о многообещающих результатах программы оценки трех скважин, но неясно, было ли этого достаточно для увеличения доказанных запасов сверх отметки в один триллион кубических футов, которая твердо установила коммерческие данные находки.

Протест против военных учений. Сообщается также, что китайцы направили второе письмо с протестом против крупнейших в истории наземных учений между Индонезией и Соединенными Штатами в августе прошлого года, в которых участвовали 4500 военнослужащих, и которые проходили через Суматру, Калимантан и Сулавеси.

Китай никогда не делал этого и раньше, несмотря на то, что так называемые маневры «Щит Гаруда» проводятся с 2009 года и обычно проходят в территориальных водах Индонезии и вдали от Южно-Китайского моря. По словам Мухаммада Фархана, депутата Национальной демократической партии в комиссии по защите Палаты представителей, первоначальный протест Китая был сделан через несколько дней после того, как арендованная малазийская геологоразведочная установка прибыла в Туна, примерно в 20 кмв ИЭЗ Индонезии, в конце июня.

Вооруженный корабль береговой охраны Китая уже прибыл на место происшествия, и министерство иностранных дел Китая в ответ на недавние вопросы Рейтер заявило, что оно «осуществляет обычное патрулирование в водах под китайской юрисдикцией». Два месяца спустя исследовательское судно водоизмещением 6500 тонн Haiyang Dizhi 10 пересекло морскую границу с активированной системой автоматической идентификации (АИС) и явно не скрывало своего присутствия вблизи места проведения буровых работ.

В то время индонезийцы не знали, что их сопровождали еще два катера береговой охраны, которые отключились после того, как покинули свою базу на Хайнане. Haiya Dizhi 10 начал поиск, отображая морское дно с использованием общей многолучевого эхолотом системы. Схема поиска, по-видимому, ограничивалась областью шириной 15-20 км внутри ИЭЗ, где была расположена буровая установка, что примерно соответствовало тому, что сейчас считается протяженностью нечеткой линии из девяти штрихов Китая, которая расширяется дальше до юг большой дугой.

Китайское военно-морское присутствие. В этот момент он начал кружить вокруг Natuna D Alpha, почти легендарного газового месторождения объемом 45 триллионов кубических футов, которое было обнаружено в 1972 году, но осталось неиспользованным из-за опасно большого количества Co2. В течение первой недели операций Haiya Dizhi 10 рыбаки сообщали о том, что видели китайский эсминец и пять других боевых кораблей, по-видимому, перепутав их с авианосцем USS Carl Vinson, находившимся примерно в 80 км к западу от места проведения буровых работ.

Не считая одного быстрого рывка к рифу Файери-Кросс для пополнения запасов, исследовательское судно оставалось на станции в течение следующих семи недель, за которым следили до девяти патрульных кораблей ВМС Индонезии и Агентства морской безопасности с приказом не вмешиваться — что, по-видимому, раздражало некоторых высокопоставленных лиц. Haiyang Dizhi 10 после проведения операции направился обратно в порт приписки Гуанчжоу. Судовые наблюдатели говорят, что большая часть китайского рыболовного флота вместе с его береговой охраной и эскортом ополчения начала продвигаться дальше в западную часть Тихого океана в поисках скоплений рыбы, прежде чем она достигнет вод Юго-Восточной Азии.

ДЖОН МАКБЕТ