Латвия и Эстония просят разобраться с Литвой
Представитель эстонского системного оператора Elering Айн Кестер сообщил, что Латвия и Эстония начали переговоры об увеличении импорта электроэнергии из России и Белоруссии.
Кестер отметила, что Латвия и Эстония ограничили поставки электроэнергии из России из-за Литвы:
«И теперь действительно пришла пора обсудить, можно ли этот, образно выражаясь, кран снова приоткрыть немного побольше. Но в данный момент мы не можем назвать никаких точных цифр, дискуссии по этому вопросу продолжаются».
В свою очередь министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис заявил, что его страна подключилась польскому оператору Polskie Sieci Elektroenergetyczne, и у Литвы всё в поряке:
«Электросеть Балтии показала, что может работать с континентальной Европой в случае возникновения проблем с Россией и полностью отключится от нее к 2025 году».
Страны Прибалтики с 2019 года собираются выйти из энергетического кольца БРЭЛЛ. Окончательный выход намечен на 2025 год.
Главный редактор портала «Геоэнергетика.info» Борис Марцинкевич объяснил, удастся ли России приоткрыть кран побольше для Латвии и Эстонии.
«Действительно прибалтийские республики по-прежнему входят в состав электрического кольца БРЭЛЛ. Здесь ничего не изменилось. Но по рекомендации Европейской комиссии, с 2009 по 2012 годы все три республики вошли в состав энергетической биржи Nord Pool (штаб-квартира в Норвегии). С 2012 года поставки электроэнергии во всех трех республиках осуществляются полностью по правилам энергетической биржи Nord Pool. Несмотря на то, что БРЭЛЛ позволяет осуществлять технические поставки, продажа осуществляется только через биржу. В 2012 году в состав Nord Pool вошла компания Интер РАО (российский монополист по поставкам электроэнергии на экспорт) и Белэнерго. Прямых контрактов с Латвией, Литвой и Эстонией у российской компании нет, как и прямых поставок, что обусловлено правилами работы Nord Pool. Если электроэнергия из России в Белоруссию будет поступать в большом объеме на Nord Pool, то цены на электроэнергию пойдут вниз.
В 2009 году выключилась Игналинская АЭС, Литва тогда еще не вошла в Nord Pool и спокойно подписала договор с «Интер РАО» о поставках электроэнергии из Калининградской области, которая не входит в состав БРЭЛЛ. После закрытия Игналинской АЭС лидером по электроэнергетике в прибалтийской тройке была Эстония. Эстония возмущалась тем, что Литва позволяла себе работать не по Nord Pool, а закупаться напрямую у «Интер РАО» в Калининградской области. Литва не реагировала. Далее пошли не очень рыночные методы. Магистральные линии электропередач, идущие из Эстонии в Латвию, а дальше в Литву, начали выходить из строя, время от времени приходилось проводить внеплановые ремонты.
В 2017 году перестали осуществляться перетоки в коммерческом сечении Эстония-Ленинградская область, что было обусловлено действиями Эстонии. Основа энергосистемы Ленинградской области – Ленинградская АЭС (45% мощностей). Реакторы типа РБМК-1000 не позволяют маневрировать мощностью. Оставшиеся 55% – в основном, комбинированные газовые и угольные электростанции, которые позволяют одновременно вырабатывать электроэнергию и тепло. В отопительный сезон включался комбинированный режим. Эстония не поставляла по своим причинам электроэнергию в Литву, соответственно и Россия не могла, потому что Эстония энергодостаточна. Ленинградской области приходится снижать объем выработки электроэнергии. Но если зима и мы хотим вырабатывать меньше энергии на комбинированных электростанциях, мы начинаем вырабатывать меньше тепла. Разумеется, системному оператору, а также жителям Ленинградской области в глухую январскую ночь такие маневры не нравились. В результате в Ленобласти появились новые подстанции, которые позволили излишки электрической энергии перекидывать в объединенную энергосистему «Центр» (вместо того, чтобы бесконечно выяснять отношения с Эстонией). С этого момента энергосоединение Ивангород-Нарва просто перестало работать. С 2017 года поставки электроэнергии из России в Латвию и Эстонию идут только из Псковской области. Север они сами для себя отрезали. Технически нарастить объемы поставок нельзя (провод не может вместить больше определенного объема).
Основные линии электропередачи в Прибалтику остались в сечении Белоруссия – Литва. При необходимости через него увеличивались поставки. Россия наращивала поставки в Белоруссию, которая перекатывала их в Литву и дальше. Для перетоков внутри БРЭЛЛ использовались три сечения: Белоруссия-Литва, Псковская область-Эстония, Псковская область-Латвия. Всем всего хватало до того момента, пока не заработал первый атомный энергоблок в Белоруссии. Системный регулятор Литвы начал выполнять законы, которые приняло его любимое правительство. БелАЭС назвали угрозой национальной безопасности Литвы. Регулятор Литвы в 4 раза уменьшил перетоки из Белоруссии. В результате, Эстония обрезала себе поставки с севера. От того, что отчебучила Литва, они теперь их и с юга не получают.
Сейчас зима, холодно, и хочется больше электроэнергии. Как ведут себя Эстония и Латвия понятно, едут на переговоры в Интер РАО. Заявление министра о присоединении Литвы к польской системе несколько сомнительно, потому что Польша выпрашивала для себя электроэнергию у Швеции, где тоже был дефицит из-за засухи, сейчас Польша включила вторую по счету мазутную электростанцию. У Польши ничего взять нельзя, она энергодефицитна. У Литвы проложен кабель в Швецию, там она покупает электроэнергию и для своих нужд, и для Польши. Такова европейская статистика. Проблема с электроэнергией в Латвии и Эстонии в этом году связана с засухой, не хватало воды для гидроэлектростанций. С тем же столкнулась Швеция, и поэтому не хватало электроэнергии для Польши. Финнам в этом году тоже из-за засухи будет не хватать 10% электроэнергии. Поставки идут по высоким ценам.
Латвия и Эстония едут на переговоры в Интер РАО с тем, чтобы потом разобраться с Литвой. Действия Литвы нарушают, естественно, все энергетические правила биржи Nord Pool. Литва односторонним решением отсекла от общего рынка двух поставщиков. Какими будут результаты переговоров, сказать сложно. Руководитель «Интер РАО» еще в октябре заявлял, что компания собирается подать жалобу на действия Литвы и на саму биржу. Как процесс развивался дальше, неизвестно. «Интер РАО» не отвечает на журналистские запросы.
У министра Литвы действительно всё в порядке, потому что Калининградскую область никто не отменял. После того, как там построили три газовых электростанции и четвертую – угольную, Калининградская область может производить электроэнергии в 2 раза больше, чем нужно ей самой. Владельцами этих четырех электростанций является «Интер РАО», которая работает с Литвой через компанию Inter Rao Lietuva. Литва не могла зарегистрировать у себя компанию с российским владельцем, поэтому 100% акций компании Inter Rao Lietuva принадлежит финской компании Inter Rao Nord. В Финляндии не переживают по поводу того, что компания принадлежит России. Таким образом, «Интер РАО» поставляет электроэнергию в Литву через «внучку».
То есть сначала эстонцы отрезали себя от Ленинградской области, Литва отгородилась от Белоруссии, случилась засуха в Финляндии и Латвии, где велика доля гидрогенерации, возникли проблемы со стоимостью газа, в результате Латвия и Эстония готовы ехать и разговаривать с Россией. Из Псковской области генерацию увеличить невозможно, если только дополнительные линии электропередач строить. Придется выяснять отношения с Литвой, но оттуда никто не едет. Видимо, «Интер РАО» совместно с латвийской и эстонской компаниями будут вынуждены поехать в штаб-квартиру Nord Pool, пытаясь таким образом привести в чувство Литву. Россия зарабатывает деньги в любом случае. У «Интер РАО»– один собственник – российское государство, сколько продадим – всё наше».