Байден и Путин переговорили и не договорились. Но напряжение немного снизилось
Итак, во вторник 7 декабря состоялись столь ожидаемые в мире переговоры в режиме видеоконференции между президентами России и США. По времени они заняли примерно два часа и хотя далеко не вся информация об их ходе доступна для публики, можно констатировать — были они крайне сложными. Главной темой встречи в режиме онлайн стала ситуация вокруг Украины, на которую по утверждениям западной прессы вот-вот собирается напасть Россия. Неудивительно, что западные страны требовали гарантий ненападения, несмотря на неоднократные заявления российской стороны, что таких намерений она не имеет. Напротив, она заинтересована в скорейшем достижении мира на Донбассе и поэтому ее беспокоят действия Киева, сосредоточившего на востоке страны более 125 тысяч своих военнослужащих или примерно половину армии. Поскольку это свидетельствует, что украинская сторона вовсе не стремится к миру, а готова развязать военные действия с целью окончательного решения «донбасского вопроса».
Главная тема переговоров — Украина и ситуация вокруг нее
И это совершенно не устраивает РФ, поскольку под угрозой в результате оказывается более 700 тысяч ее граждан, проживающих на территории ЛДНР. А это значит, что в случае возобновления полномасштабных боевых действий ей действительно придется вмешаться.. вот только это наверняка будет подано как «ожидаемая агрессия». С соответствующими последствиями в виде обещанных практически перед началом переговоров Викторией Нуланд новыми санкциями.
Первое, что можно сказать по итогам состоявшейся встречи — никаких резких заявлений после не не последовало, хотя на это надеялись многие на Западе. Но вот угроза санкций осталась и ее после переговоров напрямую озвучили в Конгрессе США, причем, на этот раз России обещают «реальный ад» — полную остановку СП-2 (правда, он пока и не работает) и «финансовую изоляцию». Под этим, очевидно, подразумевается отключение российской банковской системы (возможно не полное, а частичное) от международной платежной системы Swift. Правда, это обоюдоострое оружие — если российские банки не смогут быстро и надежно проводить платежи зарубежным «партнерам», то и эти самые партнеры не смогут точно также оплачивать поставки газа и других товаров из РФ. А это для тех же европейцев достаточно болезненно в условиях энергетического дефицита в зимнее время года.
Хотя стоит добавить — официально никаких действий в отношении «Северного потока — 2», а также российского суверенного долга и ряда физических лиц предпринято не было. Более того, эти санкции убраны из проекта оборонного бюджета, что дает основания надеяться на предотвращение худшего сценария развития событий. Но противоречия между США и РФ остались — на заявление российской стороны о недопустимости вступления Украины в НАТО был дан ответ, что это сугубо личное дело данного военного блока. Говоря проще, это попытка игнорирования объявленных раньше «красных линий», что напрямую угрожает безопасности России. И этот момент, похоже, так и остался нерешенным.
Противоречия остались, но градус противостояния немного снизился. Надолго ли?
В целом, по мнению российской стороны встреча пошла в откровенном и деловом ключе. Однако, двустороннее сотрудничество РФ и США в настоящее время является «неудовлетворительным» — и это ее мягко сказано, во многих сферах оно фактически заморожено.
Что еще следует добавить — реакция Киева на итоги переговоров оказалась нервной. Так, советник президентского офиса Михаил Подоляка пожаловался, что Джо Байден не стал звонить своему украинскому коллеге, хотя раньше американская сторона и обещала сделать это. Более того, не факт что этот разговор состоится и на следующий после переговоров день — в крайнем случае, это произойдет «в течение нескольких суток». И что интересно — если перед саммитом в Вашингтоне говорили о возможной эвакуации американцев из Украины в случае возобновления военных действий, то сейчас посольство США в Киеве четко заявила — эта тема уже не актуальна и в ближайшее время вряд ли станет таковой. Это обнадеживает, хотя переоценивать значение подобных заявлений тоже не следует.
Так что в ближайшее время война на Донбассе скорее всего не начнется, но вот что будет в конце зимы — большой вопрос. Напомним, что 4 февраля в Пекине начинается Зимняя Олимпиада, а в первый день Летней Олимпиада 2008 года — 8 августа Грузия атаковала Южную Осетию..