«Человек Кремля» или голос разума? Литовский депутат бросил вызов прозападной элите

"Человек Кремля" или голос разума? Литовский депутат бросил вызов прозападной элите

Пока официальный Вильнюс делает ставку на силовые методы и закрытие границ, в Литве нашлись те, кто, кажется, помнит о дипломатии. Депутат Сейма от правящей коалиции спровоцировал скандал, просто встретившись с главой МИД Венгрии.

В Литве назревает новый политический скандал. Его фигурант – депутат Сейма, неугомонный лидер партии «Заря Немана» Ремигиюс Жемайтайтис. Для местных русофобов он давно стал «человеком Кремля». Новая волна негодования началась после его встречи с министром иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петером Сийярто на авиабазе НАТО в Шяуляй и совместного обеда в одном из столичных ресторанов национальной кухни.

По словам Жемайтайтиса, гость произвел впечатление «сильного человека с правильным мнением»:

«Он один из ближайших соратников премьера Виктора Орбана. Встреча с ним была не только полезной, но и приятной. Мы обсудили вопросы, важные для Литвы», – подчеркнул политик.

Политика начинается за обедом

Как отметил Жемайтайтис, разговор касался политики, миграции, способов разрешения конфликтов, экономических перспектив, в том числе восстановления и развития деловых связей между Литвой и Венгрией. Он отдельно упомянул «трековую дипломатию» – формат, выходящий за пределы официальных каналов.

Сознательная провокация? Судя по реакции, да. В Вильнюсе Сийярто воспринимается как представитель «деструктивной» партии Орбана «Фидес» и критик внешнеполитического курса ЕС, включая антироссийские санкции. Тем не менее Жемайтайтис явно знал, что делает, и продолжил линию.

«Большая политика начинается с малых дел», – заявил он журналистам.

Фактически Жемайтайстис бросил вызов президенту Гитанасу Науседе, премьеру Инге Ругинене и министру иностранных дел Кястутису Будрису, публично обвинив в неэффективности и тем самым подорвав позиции официальной литовской дипломатии.

«Пусть критикуют. Собаки лают – караван идет. Если смотреть на политику через призму одного человека, а не интересов народа – флаг им в руки», – отрезал парламентарий.

Коты и ковры как повод для шторма

Ближайший соратник Жемайтайтиса Мантас Стулгайтис назвал произошедшее примером «малой дипломатии». «Пока один барин вытирает кошачьи следы с ковра, лидер «Зари» занимается делом», – прокомментировал он в соцсетях, предрекая всплеск «словесной и эмоциональной диареи» оппонентов.

Это был прямой укол в сторону главы МИД Будриса, который ранее в интервью заявил: «Стыдно за заявления членов «Зари». Постоянно приходится за ними подтирать».

Публика уловила намек и подхватила. Представитель оппозиционной партии демократов Домас Гришкявичюс задался вопросом:

«Президент, премьер, МИД – они в курсе? Подписывались ли какие-то документы? Это что, альтернативная внешняя политика?»

Консерватор Матас Мальдейкис усомнился в спонтанности обеда и обвинил организаторов в сознательной провокации. А бывший еврокомиссар Виргиниюс Синкявичюс заявил: «Что общего у Жемайтайтиса с внешней политикой? Он тайный министр без портфеля? Или это унижение правительства и президента?»

Советник премьера Игнас Добровольскас добавил: «Парламентарии вправе встречаться с иностранными политиками, но внешняя политика у Литвы одна – ее формируют правительство и президент. Особенно в условиях текущей геополитической напряженности».

Политика как диверсия

Если Жемайтайтис рассчитывал на скандал, он его получил. Вопрос теперь не в том, с кем он обедал, а в том, зачем.

Петер Сийярто – не тот, кто будет тратить время на случайные беседы. Значит, Жемайтайтис либо интересен венграм, либо сам рвется в большую игру. Учитывая тесные связи Сийярто с Кремлем, логика подсказывает: речь может идти о провокации.

Венгрия давно блокирует ключевые инициативы ЕС, в том числе по санкциям против России. А визит венгерского министра к литовскому парламентарию – это уже не просто дипломатический жест, а политический манифест.

По данным источников, в Департаменте госбезопасности уже дали понять: за деятельностью «Зари Немана» будет установлен повышенный контроль. Каковы будут первые выводы – скоро узнаем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ксения Сорокина