Дотационная игла Евросоюза – источник спасения в постбрекситный период
Еврокомиссия одобрила субсидию Ирландии из резервного фонда по брекситу в размере более 920 млн. евро для смягчения негативного воздействия на экономику страны, вызванного выходом Великобритании из Евросоюза.
После того, как Евросоюз одобрил выделение Ирландии более 920 млн. евро в рамках субсидии из фонда Brexit Adjustment Reserve (прим. данный фонд был создан руководством Евросоюза для смягчения экономических последствий выхода Великобритании из ЕС), Ирландия становится крупнейшим получателем платежей чрезвычайного фонда (общий бюджет фонда достигает 5,4 млрд. евро), поскольку считается наиболее пострадавшей страной от брексита.
Ирландия больше других стран пострадала от перебоев в торговле и промышленном производстве, вызванных договоренностями по брекситу, поэтому и стала первым государством, получившим такого рода дотации. Ирландия получит 361,5 млн. евро в 2021 году, 276,7 млн. евро в 2022 году и 282 млн. евро в 2023 году, причем первый транш будет выплачен до конца текущего года.
Министерство государственных расходов и реформ Ирландии заявило, что средства фонда будут использованы для борьбы с негативными экономическими и социальными последствиями брексита в таких областях, как поддержка предприятий, поддержка рыболовного и агропромышленного секторов, переквалификация и переподготовка кадров, а также для проверки и контроля в морских портах и аэропортах.
Европейский комиссар по политике сплочения и реформам Элиза Феррейра заявила: «Брексит оказал негативное влияние на жизнь многих людей. В рамках ЕС больше всего это ощущают жители Ирландии. Резервный фонд ЕС, созданный для регулирования последствий брексита, является солидарностью с теми, кто пострадал больше всего. Двигаясь вперед, мы не хотим никого оставить позади. Финансирование, которое получит Ирландия, будет способствовать повышению уровня жизни, поддержке экономического роста в стране и смягчению негативных последствий в местных сообществах».
Для Дублина во время Брексита двумя основными целями было сохранение открытой границы между Республикой Ирландия и Северной Ирландией, а также сохранение общей туристической зоны с Великобританией.
Это вполне понятно, учитывая глубокие связи между всеми составными частями Британских островов. Но это также недальновидно, потому что реальная опасность для Ирландии заключается в долгосрочных последствиях нежелания быть более интегрированным членом ЕС.
Во время процесса брексита Дублин настолько успешно влиял на политику ЕС, что некоторые считали его «малой дипломатической сверхдержавой» в масштабах еврозоны.
Однако настоящая проблема возникла теперь, когда Великобритания ушла. За всеми этими спорами Ирландия так и не поняла, что брексит ускоряет гибель ее чересчур глобализованной экономической модели.
Теперь Дублин – одинокая аномалия в ЕС, где ее зависимость от иностранных транснациональных корпораций (в подавляющем большинстве из США) больше не будет игнорироваться. На долю этих компаний сегодня приходится более 30 процентов всех рабочих мест в Ирландии и практически 50 процентов налогов на фонд заработной платы. Примечательно, что в общей сложности 75% прямых иностранных инвестиций в Ирландию поступает либо из США (58%), либо из Великобритании (17%). Для сравнения, только 5 процентов поступает из Германии.
Неудивительно, что экономическая модель Ирландии стала плохим примером в ЕС. Политики Великобритании больше не используют свой вес для поддержки более широкого и свободного видения рынка, и Ирландии, которая продолжает придерживаться этих принципов, что делает ее более уязвимой.
Европа изменилась. Брюссель сделал ставку на более крупный, более дорогой и более централизованный ЕС. Пандемия COVID-19 резко изменила внутреннюю динамику ЕС и ускорила переход к более тесному объединению с совместным заимствованием средств, общей корпоративной налоговой системой и целым рядом дополнительных налогов на уровне ЕС.
На протяжении десятилетий Ирландия использовала пробелы ЕС, сочетая торговые перспективы, пропитанные британским духом (и американские инвестиции), с поддержкой более широкого евроинтеграционного проекта.
Однако теперь Ирландия больше не может играть на обе стороны. Дальнейшая интеграция в ЕС ослабит мультинациональный вектор экономического развития Ирландии – и все же членство в ЕС жизненно необходимо для сохранения международных инвестиций.
В то же время Ирландия стремится сохранить открытые границы с Великобританией, несмотря на то, что в других странах граница между ЕС и Великобританией становится более жесткой.
Все это бросает вызов экономической модели Дублина. Без неограниченной британской поддержки существующих соглашений членство Ирландии в ЕС окажется несовместимым с понятием «остров без границ» (при отсутствии воссоединения Ирландии). Поскольку Великобритания уже не входит в состав ЕС, общая зона передвижения уже является странным анахронизмом в Евросоюзе, который призывает к укреплению внешних границ.
Сложилось так, что Европа предложила Ирландии выход из многолетней экономической зависимости от Великобритании. На протяжении десятилетий цель «стать более европейской» определяла взаимодействие Ирландии с Лондоном, Брюсселем и другими странами. Однако Брексит подчеркнул реальность того, что даже после столетия независимости от Великобритании именно она [Великобритания] остается незаменимым фактором, определяющим политическую стабильность Ирландии.
В конечном итоге Ирландии придется выбирать между еще более полным погружением в ЕС или приоритетом существующих договоренностей на Британских островах.
Вскоре уже не останется времени для того, чтобы сделать и то, и другое.