Переговоры Путина и Байдена не принесли санкций по «Северному потоку — 2»
Среди киевского руководства царит плохо скрываемая паника после недавнего разговора Путина и Байдена. При том, что формально считается, что весь мир следит за т. н. «эскалацией на Украине», и по признанию обоих лидеров значительная часть разговора была посвящена именно этой теме, по итогу не только не было озвучено никаких новых санкций, но и совершенно не упоминался «Северный поток 2»!
Вот это, конечно, доканало Киев больше всего. Становится очевидно, что итоги апрельского саммита в Женеве не были случайностью или временным стечение обстоятельств, которые потом будут пересмотрены. Как было объявлено в начале весны, что США отказываются от санкционного давления на газопровод, так его и не наблюдается до сих пор. Наиболее оптимистичные политики в Киеве, Варшаве и прибалтийских столицах пытались усмотреть признаки перемены американской позиции в том, пару недель назад неожиданно были применены санкции к двум кораблям, участвовавшим в строительстве «Северного потока 2». И вот приезжал директор ЦРУ в Москву, приезжала Нуланд, побеседовали госсекретарь Блинкен с министром Лавровым, по итогу состоялись переговоры президентов — и снова никаких санкций!
Очевидно, что проект будет запущен без каких-либо препятствий со стороны США. Вашингтон обещал отойти в сторону и не мешать проекту — судя по всему, это выполняется как минимум на уровне Белого дома. Понятно, что есть ещё и Конгресс, и отдельные лоббистские группы, но влияние президента США всё ещё велико, а он, сколь можно судить, намерен пока что держать данное слово. Почему так получается?
Секрета особого нет, уже давно для США главным противником является Китай. Собственно, такую точку зрения продвигал ещё Трамп, но по ряду причин ему не давали реализовывать этот подход. Потом вышло так, что лично Трамп проиграл, но его точка зрения, а точнее точка зрения тех финансово-промышленных кругов, которую он представлял — победила. Иногда случается и так. И теперь программу Трампа реализует Байден: врагом США №1 официально назначен Китай, а Россия довольствуется «скромным» вторым местом.
Но победить Китай у США точно не получится, если Россия активно станет его поддерживать. При том, что шансов заманить Россию в антикитайский лагерь тоже нет, остаётся один рабочий вариант: Россия будет придерживаться дружелюбного нейтралитета, особенно не вмешиваясь в борьбу США и Китая. Не стоит здесь посыпать голову пеплом, какие мы циничные, ровно такую позицию занимал сам Китай после 2014 года: дружелюбный нейтралитет. В антироссийских действиях не участвовал, но и от активной помощи воздерживался.
Так вот, платой за наш относительный нейтралитет вместо активной помощи — очевидно стала судьба «Северного потока 2». Байден понимает, что если нарушит эту часть сделки, то Китай найдёт, что предложить России, и от нейтралитета мы перейдём в китайский лагерь, а тогда кампанию наступления на Поднебесную можно будет считать проигранной ещё до её начала.
Поэтому у США есть своя игра в Европе и в частности — на Украине, но это не связано с тем, чтобы помочь Незалежной. Штаты просто надеются понадёжнее связать нам руки на европейском треке, чтобы самой возможности помогать Китаю у нас не было. Помимо слова Путина они хотят иметь и надёжно связанные на западном направлении военные и дипломатические ресурсы России. Судьба же самой Украины в этом контексте вообще никого не волнует — просто расходный материал.