Демократический саммит Байдена: отвержение Китая
Встреча на высшем уровне включает в себя несколько вызывающих удивление приглашенных и наград, просто за проведение выборов, а не за соблюдение широких гражданских прав. Сегодня (9 декабря) президент США Джо Байден председательствует на «Саммите за демократию», удаленной видеовстрече, предназначенной как для освещения, так и для критики демократических практик во всем мире. Это также косвенная пощечина двум незваным странам: Китаю и России.
Критерий приглашения правительств — по последним подсчетам — 110 стран — в основном опирался на один критерий: проведение выборов. Хотя выборы имеют основополагающее значение для демократии, другие гражданские права — например, свобода слова, справедливая судебная система и не ограничение средств массовой информации — обычно считаются частью этого пакета. В этом контексте некоторые включения противоречат демократическим нормам.
Государственный департамент США подготовил список приглашенных, признал это противоречие и отстоял обширный список гостей по двум причинам: необходимость создать разнообразный набор стран в сочетании с желанием, которое даже отстающие обещают добиться большего. «Мы охватываем большой перечень стран с ясным пониманием того, что никакая демократия не идеальна», — говорится в заявлении Государственного департамента. «Соединенные Штаты обратились к регионально разнообразному набору демократий, прогресс и обязательства которых будут способствовать построению более справедливого и мирного мира».
Госсекретарь Энтони Блинкен предположил, что встреча будет включать сессию американской самокритики. «Мы не идеальны. У нас тоже есть домашнее задание», — сказал он. Он добавил, что все участники «возьмут на себя конкретные обязательства в отношении противодействия авторитаризму, борьбе с коррупцией и защите прав человека» в пределах своих границ. Критика допускает некоторых вызывающих удивление приглашенных с сомнительной демократической репутацией. По данным Фонда Карнеги за международный мир, к ним относятся:
— Ангола, полиция которой застрелила демонстрантов во время мирных протестов в феврале;
— Демократическая Республика Конго, где, по данным ООН, войска, борющиеся с восстанием на востоке страны, совершили многочисленные нарушения прав человека;
— Ирак, где поддерживаемые Ираном и местные ополченцы преследуют суннитских мусульман и христиан;
— Малайзия, где с 2020 года участились «нападения на свободу СМИ, свободу слова, беженцев, мигрантов и ЛГБТК-сообщество», согласно Human Rights Watch;
— Пакистан, который регулярно преследует нарушителей прав человека, ограничивает группы гражданского общества и преследует оппозиционных политиков.
Возникли и другие аномалии. Венгрия была исключена из-за политического вмешательства правительства в вопросы о том, что считать справедливостью. Тем не менее, Венгрия косвенно представлена через свое членство в Европейском Союзе, которого приглашают (хотя она не сделала ничего для наказания Венгрии и на самом деле не является национальным государством). ЕС также критикует Польшу за посягательство на независимость судебной системы, но была приглашена. Турция является союзником НАТО, но ее также как и Венгрию не приветствуют из-за репрессий против диссидентов, журналистов и правозащитников. Страны, которые, как выразился Карнеги, «отступают», также подключаются. Одним из примеров является Индия, крупнейшая в мире избирательная демократия.
Правительство Индии отозвало конституционную автономию Кашмира с мусульманским большинством, ограничило доступ в Интернет и задержало многочисленных политических активистов Кашмира. Но администрация Байдена пытается привлечь Индию на свой антикитайский фронт, поэтому ее игнорирование могло осложнить эту кампанию.
Тунис, единственный демократический успех арабской весны 2010–2011 годов, не был приглашен из-за внезапного возвращения к автократии; Пока не ясно, отступление это или постоянное погружение в прошлое.
Китай был, похоже, обижен тем, что его оставили в стороне. На выходных он попытался опередить программу Байдена проведением собственного мероприятия под названием «Международный форум по демократии: общие человеческие ценности». Коммунистическое руководство Китая преобразовало демократию в универсальную идеологию, которая может включать в себя все, от диктатуры до правления парламентов. «Демократия — это не патент для нескольких стран», — проповедовал Хуан Куньмин, член Политбюро Коммунистической партии Китая, выступавший на конференции, — «Одной стране неуместно судить о демократической практике других стран».
В октябре президент Китая Си Цзиньпин дал строго практическое определение: демократия — это все, что работает. «Демократия — это не украшение для украшения; его нужно использовать для решения проблем, которые люди хотят решить», — сказал он. Китай выразил очередное раздражение феерией Байдена относительно Тайваня. Пекин рассматривает Тайвань как отступническую провинцию, которая рано или поздно должна быть подчинена его власти. Его приглашение было воспринято как знак того, что Байден рассматривает Тайвань как нечто особенное от Китая. Пекин хотел бы самокритики по этому поводу. «Игра с «независимостью Тайваня» в конечном итоге приведет к пожару», — предупредил на прошлой неделе официальный представитель министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь.
DANIEL WILLIAMS