Зачем Казахстану и Киргизии турецкие «Байрактары»?
На днях всплеск разнообразных эмоций породила новость о возможной закупке партии турецких беспилотников Министерством обороны Республики Казахстан. Общий подтекст их был таков – против кого вооружаются союзники России по ОДКБ? Дополнительный резонанс неоднозначной новости из Нур-Султана придало сделанное в конце октября заявление заместителя главы правительства перманентно нестабильной Киргизии Камчыбека Ташиева, который также говорил о планах приобрести «Bayraktar».
Начнём с того, что планы приобретения – не есть факт приобретения. К тому же Ташиев говорил, что параллельно с турецкими БПЛА Бишкек намерен купить партию российских беспилотников «Орлан 10Е».
Что касается казахов, то здесь источником информации первоначально стал вброс политолога Ислама Кураева о визите в Турцию представителей Казахстана для изучения возможности закупки тамошних беспилотников. Кураев отмечает, что он владеет информацией о последнем «плодотворном» октябрьском визите в Казахстан министра обороны Турции Хулуси Акара, результатом которого стали соглашения о поставках в РК стрелкового оружия, бронетранспортеров «Кобра-2» и других видов оружия и оборудования. Как утверждает политолог, тогда речи про беспилотники не шло.
Теперь же Кураев говорит нечто иное: «Стоит отдать должное, наши умудрились обойти стандарты ОДКБ о закупке оружия. Всё что сейчас мы будем приобретать у Турции, официально будет числиться на балансе КНБ, Национальной гвардии и МВД. Но в любом военном конфликте может применяться и Министерством обороны».
Информацию Кураева почти сразу подтвердили в Twitter представители турецкой компании Türk Havacılık ve Uzay Sanayii TUSAS. Однако информация о характере сделки, количестве приобретаемых БПЛА и даже об их видах носит весьма противоречивый характер. Одни фантазируют о крупной партии от 40 до 60 (!!!) аппаратов «Байрактар». Турки – о том, что Казахстан до 2023 года получит 3 ударных беспилотника, 2 наземные станции управления и логистическую поддержку. Заключение контракта подтвердил и глава оборонной промышленности Турции Исмаил Демир.
Судя по всему, Турция продаст Казахстану несколько новых Anka-S, разведывательных или боевых. Эта машина имеет максимальный взлётный вес 1,6 т (при 250 кг полезной нагрузки). Размах крыла составляет 17,4 м при общей длине менее 8,6 м, высоте 3,2 м. Беспилотник оснащается поршневым двигателем Thielert Centurion 2.0 мощностью 155 л.с. Заявленная максимальная продолжительность нахождения в воздухе составляет 24 часа, высота полёта может достигать 9 км. Этот вид беспилотников успешно применялся в Сирии, при этом столь же успешно он там сбивался.
В случае поставок в Киргизию или Казахстан необходимо учитывать, что так же как и по другим экспортным направлениям, непременной частью соглашения является логистическая поддержка, главным элементом которой является обучение операторов комплексов в Турции, что по опыту украинцев – процесс не слишком быстрый. Кроме того, покупателям придется решать вопрос создания специальной базы для данного вида оружия.
Очевидно, что Турция, пользуясь сорванным в Нагорном Карабахе «байрактаровым хайпом», пытается рассовать свой продукт заказчикам, тем более на территориях, которые в Ак-Сарае полагают зоной «тюркского мира». В то же время, как показывает опыт, несмотря на мощнейшую информационную кампанию, пока что ажиотажа с покупками «байрактаров» не наблюдается.
Стоит напомнить, что Турция пыталась активно зайти на центральноазиатский рынок вооружений после распада СССР, особенно в Казахстан и Киргизию. Однако сколь-либо значимо военно-техническое сотрудничество складывалось с Туркменистаном, где Турция является главным поставщиком оружия, обогнав Россию, Италию (самолеты Aermacchi M-346, вертолеты Agusta Westland AW-139), Китай и Украину.
Кстати, Ашхабад первым в регионе приобрел 6 штук Bayraktar TB2, а в сентябре нынешнего года БПЛА был показан на параде в честь Дня независимости Туркмении.
При этом наблюдатели отмечают, что для содержания и эксплуатации турецких беспилотников выбрали не авиабазу Ак-Тепе-Безмаин, которую используют для китайских и итальянских БПЛА, а построили новую – к северу от Ашхабада. При нынешнем удручающем бюджетном состоянии Туркменистана, это были огромные вложения.
Впрочем, Туркменистан не является членом ОДКБ, и возможно потому, покупка этой страной «байрактаров» не вызвала такого резонанса, как задекларированные стремления Нур-Султана и Бишкека.
Статья 6 Устава ОДКБ подтверждает, что он «не затрагивает прав и обязательств государств-членов по другим международным договорам, участниками которых они являются». Согласно следующей статье, «государства-члены принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами Организации, после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими государствами-членами» (выделено нами – Авт.).
Иными словами, вопросы проведения казахстанской армией совместных с американцами и англичанами учений, и наверняка, покупка неких особых видов оружия должна обсуждаться.
При этом хорошо известно, что на вооружении армий стран-членов ОДКБ и Узбекистана находятся американские «хамви», турецкие БРМ Cobra, израильская и китайская РСЗО Lynx, Dajiang CS/VN3, вертолеты «Ирокез» и «Еврокоптер» ЕС145, южнокорейские и турецкие катера, европейские военно-транспортные самолеты, китайские БПЛА.
На вооружении армии Армении числится ПТРК «Милан», китайская РСЗО AR1A. В армии налаживающего контакты с ОДКБ Узбекистана имеются американские броневики Cougar, Oshkosh M-ATV, International MaxxPro, RG-33. Отдельная тема – стрелковое оружие, особенно американские, британские и финские снайперские комплексы, которые закупаются для спецподразделений, средства связи, РЭБ. Нелепо утверждать, что все эти виды вооружений, приобретались «для будущих войн с Россией».
Прежде всего, нельзя забывать, что значительная часть этого оружия и техники передавалась по системе оказания помощи. Как говорится, грех отказываться от халявы…
И все же, все армии стран-членов ОДКБ и Узбекистана на 90% вооружены российскими системами. В первую очередь это авиация, бронетехника, стрелковое оружие, крупные артиллерийские системы, комплексы ПВО, да и личный состав готовят к эксплуатации именно этого однотипного оружия.
Не секрет, что оружие в страны ОДКБ Россия продает по льготным ценам, что тоже обуславливает практический интерес к российскому оружию, либо же оно передаётся в качестве помощи. Это касается и российских беспилотников, также поставляемых в армии стран ОДКБ, и с операторами которых также проходят совместные учения. Появление в армиях союзников турецкой техники расширит возможности проведения манёвров и, как следствие изучения возможностей турецких аппаратов и противостояния им. Россия над этим работает.
Кстати, в начале ноября под Казанью проходили учения ОДКБ «Нерушимое братство – 2021» с приглашением представителей Узбекистана, Монголии, Сербии и Международного комитета Красного Креста. В ходе тренировок впервые применили комплекс противодействия беспилотникам «Гарпун-3», который уже пошёл в серийное производство и поставляется заказчикам. Так что киргизские или казахские беспилотники «от Эрдогана» вполне могут сыграть в этом контексте некоторую позитивную роль. Не исключено, что так все и задумывалось.
Адиль Торманов