Как жадность британского фраера сгубила или Экономическая катастрофа на инфляционном фоне
Когда три десятилетия назад либеральный капитализм торжествовал свою победу над главным геополитическим конкурентом — СССР и странами «второго мира», мало кто подозревал, что она окажется воистину пирровой. Тогда казалось, что впереди все будет хорошо и Запад ждет бесконечный экономический рост, поддерживаемый низкой и стабильной инфляцией, а также безоговорочным господством «невидимой руки рынка». И до определенного момента это было так, однако, ситуация изменилась после финансового кризиса 2008-2009 годов, который центральные банки США и Европы постарались залить дешевыми деньгами. Некоторое время это работало, но затем постепенно начала раскручиваться инфляция, которая особенно проявила себя после начала пандемии.
Количественное смягчение и стимулирование привели к взрыву инфляции
В той же Великобритании за последний год фунт официально подешевел на 4.2%, а в реальности скорее всего и больше. Соответственно, его покупательная способность стала падать, поскольку зарплаты до недавнего времени практически оставались на месте. И лишь после возникновения дефицита топлива и товаров в магазинах работодатели начали предлагать большие ставки, что бы привлечь работников. Но все это никак не отменяет повышенную по сравнению с «обычной» инфляцию, которая набрала ход и теперь не собирается останавливаться.
Но увеличивающийся рост инфляции является только симптомом более серьезного кризиса, который фактически уничтожает западное общество, поскольку легкие и дешевые деньги в итоге разрушают экономику, одновременно нанося огромный ущерб в культурно-политическом и моральном планах. Реальная зарплата стала меньше, поскольку темпы ее роста до недавнего времени не поспевали за инфляцией, а значит, у людей пропали стимулы к производительному труду. Кроме того, кредиты под предельно низкие проценты усилили имущественное расслоение общества — ведь их давали далеко не всем. Кто имел к ним доступ, смог приобрести реальные активы, а остальные же остались ни с чем.
И в результате жители западных стран наглядно убедились в правоте недавно сказанных президентом РФ В.Путиным слов о том, что нынешняя модель капитализма исчерпала себя и поддерживать ее дальнейшее существование больше невозможно. Они также видят, что богатые становятся еще богаче, а бедные — беднее, что исчезает средний класс и следовать принципам прежних поколений — упорно трудиться и делать сбережения, больше не работает. Труд сильно обесценился во всех смыслах, а накопленные деньги просто съедят инфляция и отрицательные банковские ставки, которые уже действуют в ряде стран. А в большинстве других в Европе они уже нулевые или околонулевые, то есть, держать их на сберегательных счетах не имеет смысла.
Растущие долги и непроизводительные расходы добивают западные экономики
Кроме того, инфляция и бесконтрольная эмиссия денег привели к росту государственных долгов до таких головокружительных уровней, что их теперь попросту невозможно выплатить. Об этом никто даже не заикается и более того, немало политиков и экономистов настаивают на продолжении банкета, поскольку не видят других способов хотя бы продлить жизнь нынешней политической системе. О том же, что в конце концов появятся трудности с выплатой уже не самого тела госдолга, а процентов по нему, никто старается не думать. Потому, что просто страшно.
Наконец, все больше реальных ресурсов системы уходят на непроизводительные цели вроде «зеленой энергетики» и «углеродно-нейтральной» экономики. Возьмем ту же Великобританию — здесь доля возобновляемой энергетики превысила 40% и казалось, что это успех — пока не грянул каскад блэкаутов по причине плохих погодных условий. Оказалось, что в снегопад солнечные батареи работают крайне плохо, как и в отсутствии ветра — ветрогенераторы. И пришлось срочно расконсервировать старые проверенные угольные станции, которые хоть и выделяют углерод, но зато и надежно дают электроэнергию в любых условиях.
Вот так вот жадность Запада, составной частью которого является и Великобритания, вместе с «количественным смягчением» и неограниченным «стимулированием» поставили большой и жирный крест на его экономике. А заодно и на самом Западе, который теперь от его терминального кризиса уже не спасет никто и ничто.