Чего ожидать от американо-китайских переговоров по ядерным вооружениям?

Чего ожидать от американо-китайских переговоров по ядерным вооружениям?

Две стороны согласились на переговоры о «стратегической стабильности», но Пекин будет настаивать на том, что наращивание его нового ядерного оружия оправдано по разным причинам. Советник по национальной безопасности Джейк Салливан сказал, что президент США Джо Байден предложил президенту Китая Си Цзиньпину переговоры о стратегической стабильности во время их виртуальной встречи 15 ноября, и что «лидеры двух стран договорились, что мы будем продолжать обсуждение стратегической стабильности».

Соединенные Штаты давно стремились к таким обсуждениям с Китаем, но Пекин неизменно отказывался, утверждая, что «условия еще не созрели», потому что ядерный арсенал США намного больше, чем у Китая. Тем не менее, обещая, что он будет придерживаться «минимального сдерживания» (кодовые слова для небольших ядерных сил), Пекин наращивает свой арсенал, и, согласно последним данным, этот рост идет намного быстрее, чем ожидалось, и конца ему не видно.

Если переговоры о стратегической стабильности состоятся, чего ожидать Вашингтону? Выводы неофициальных американо-китайских встреч позволяют проникнуть в суть дела. В отсутствие официальных переговоров о стратегической стабильности эти встречи долгое время были единственной местом встречи для обсуждения проблем двух держав. Они прекратились по мере ухудшения более широких отношений между США и Китаем, но некоторые из них недавно возобновились, и они преподают важные уроки для Вашингтона. Предлагаю здесь пять.

Урок №1: Ожидайте, что вас обвинят. Пекин выражает недовольство и в значительной степени пренебрежительно относится к опасениям США (и их союзников). Пекин оправдывает наращивание военной мощи, указывая на «агрессивные действия США», включая усилия по созданию коалиции демократий против Китая.

Вашингтон услышит критику в адрес Четырехстороннего диалога по безопасности и пакта Австралии, Великобритании и США (AUKUS), нового bête noire Пекина. Объяснения США о том, что действия Пекина спровоцировали эти события, останутся без внимания, и Вашингтону будет сказано быть «более рациональным» и отказаться от «менталитета времен холодной войны» и стремления к «абсолютной безопасности».

Конечно, Пекин также обвинит Вашингтон в изменении своей политики по отношению к Тайваню, в частности, за счет размещения там войск и предположения, что Соединенные Штаты имеют оборонные обязательства перед Тайбэем. В результате, хотя Пекин и скажет, что хочет улучшать двусторонние отношения, он не будет озвучивать конкретные действия, которые Китай должен предпринять с этой целью. По мнению Пекина, США дестабилизировали отношения, и поэтому ответственность за их стабилизацию лежит на Вашингтоне.

Урок № 2: Ожидайте, что новые вызовы защитят ядерное измерение от более широкой конкуренции. Пекин выражает риторическую поддержку попыткам изолировать ядерное измерение от конкурентной динамики в более широких американо-китайских отношениях, но также подчеркнет, что такая динамика мешает Китаю не конкурировать в ядерной сфере. Пекин будет настаивать на том, что это Китай не «ревизионистское государство», в отличие от США, которые вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий и договоров о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) и «Открытого неба», разрабатывают ядерное оружие малой мощности, и отказывается сотрудничать в мирном использовании ядерной энергии.

Для Пекина эти действия «доказывают», что Соединенные Штаты не искренни в отношении стратегической стабильности и, после AUKUS, нераспространенияи т. д. Тем не менее, Пекин будет подчеркивать, что Китай и Соединенные Штаты должны взять на себя обязательство никогда не вести войну, особенно ядерную. Ожидайте упоминания заявления Рейгана-Горбачева 1985 года о том, что «ядерную войну нельзя выиграть и никогда не следует вести», а также подтолкнуть Соединенные Штаты выступить с аналогичным заявлением.

Однако Пекин скажет, что шансы войны уменьшатся, если Соединенные Штаты воздержатся от развертывания систем противоракетной обороны или ракет дальнего действия в Индо-Тихоокеанском регионе. Читайте: Проблемы исчезнут, если Соединенные Штаты позволят Китаю доминировать в регионе. Когда Вашингтон отказывается и ссылается на обязательства альянса (которые союзники хотят укрепить, потому что опасаются Китая), Пекин будет использовать это как доказательство «ядерной агрессивности» США.

Урок № 3: Ожидайте серьезных разногласий по поводу ядерных планов и стратегий. Пекин будет возмущен тем, что Китай будет постоянно в центре внимания ключевых стратегических обзоров США, особенно обзора ядерной политики. США и Китаю предстоит пройти долгий путь, чтобы восстановить разрушенное доверие. Пекин отвергнет заявления США о том, что Китай теперь является «близким ядерным аналогом» США из-за качественного и количественного улучшения вооруженных сил и возможного изменения позиций (на запуск под атакой).

Он возразит относительно того, что китайская модернизация усложняет сокращение ядерных сокращений между США и Россией. Он отвергнет аргументы о том, что Соединенные Штаты могут рассмотреть возможность создания резервного арсенала (потому что теперь у них есть два основных ядерных противника, Россия и Китай) и что в ответ на запросы союзников США они могут сосредоточить расширенное сдерживание на Китае, а не на одной Северной Корее.

Пекин также отвергнет идею о том, что для Вашингтона политически невозможно признать взаимную уязвимость США и Китая — цель, к которой Китай давно стремился. Это опровергнет обвинение в том, что очевидный размах и масштабы наращивания мощностей Китая (и его неограниченность) предполагают, что Китай отказался от ядерной стабильности в отношениях с Соединенными Штатами. Вместо этого Пекин будет утверждать, что ядерная стратегия Китая остается последовательной и продолжает основываться на тех же принципах, которые он изложил после взрыва своего первого ядерного устройства в 1964 году.

К ним относятся создание небольших ядерных сил и их использование строго в целях сдерживания, а не для ведения боевых действий. Пекин подчеркнет, что китайская модернизация направлена ​​исключительно на то, чтобы его силы оставались живучими, и укажет на свою политику неприменения первым как лучший пример сдержанности Китая. Пекин отвергнет «спекуляции американских СМИ и аналитических центров» о ядерной деятельности Китая, но будет настаивать на том, что модернизация необходима, поскольку Китай сталкивается с «серьезной угрозой» со стороны Соединенных Штатов.

Пекин выразит скептицизм по поводу заявлений США о том, что Вашингтон сохраняет сдержанную позицию в Индо-Тихоокеанском регионе и что противоракетная оборона США ограничена. Он будет указывать на американские технологии разведки, наблюдения и разведки, утверждая, что Китай обеспокоен не только огневой мощью США, но также и способностью США искать, обнаруживать и нейтрализовать китайские силы.

Урок №4: Ожидайте, что у антикризисного управления есть потенциал. Пекин отвергнет ограничения, не говоря уже о сокращении его стратегических вооружений, но поддержит усилия по предотвращению кризисов и эскалации или управлению ими. Другими словами: контроль над вооружениями прекращен, а кризисное управление уже началось.

Пекин может согласиться на «многоуровневый диалог по урегулированию кризисов», когда две страны определяют «основные принципы» и объясняют точки зрения по вопросам, которые касаются друг друга. Например, это может означать, что Соединенные Штаты предоставят информацию о своих стратегиях ограничений ущерба и отказа от запуска в обмен на объяснение Китаем своего совместного размещения ядерных и обычных систем.

Пекин также может согласиться улучшить реализацию существующих механизмов кризисного управления, укрепить их и разработать новые, особенно те, которые направлены на устранение рисков в космической и кибернетической сферах, а также с использованием искусственного интеллекта. Пекин может поддержать создание офиса управления чрезвычайными ситуациями. Конечно, также ожидайте, что Пекин скажет, что политика США и Китая «неприменения первым» снизит вероятность кризиса и, в случае кризиса, снизит риски ядерной эскалации.

Однако сотрудничество не будет гладким. Пекин предупредит, что «отсутствие доверия» между двумя странами является препятствием для прогресса, и поручит Вашингтону создать «условия для сотрудничества». В соответствии с Уроком № 1, заключающегося в том, что проблемы в отношениях — вина Соединенных Штатов, он будет призывать Вашингтон не «создавать кризисы с Китаем или вблизи китайской территории». Пекин может также наладить «увязку вопросов», заявив, что сотрудничество Китая по урегулированию кризисов будет затруднено без «гибкости» США в торговле, технологиях или других вопросах.

Урок № 5: Ожидайте сотрудничества по некоторым недвусторонним ядерным вопросам. Пекин проявит интерес к совместной работе в сфере ядерной безопасности. Он захочет сотрудничать с Вашингтоном в продвижении многосторонних режимов контроля над вооружениями и нераспространения, включая Договор о нераспространении ядерного оружия, Международное агентство по атомной энергии, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Группу ядерных поставщиков.

Пекин также выразит поддержку американо-китайским усилиям по преодолению кризисов распространения, но сотрудничество останется ограниченным. Например, признавая, что Северная Корея является проблемой, Пекин будет утверждать, что ее можно решить, если Соединенные Штаты предложат «разумные гарантии безопасности» Пхеньяну, предоставят снятие санкций и нормализуют отношения между США и Северной Кореей. Помимо этого, Пекин будет продолжать утверждать, что Соединенные Штаты сами являются проблемой, и подтверждать подозрения, что они «использует Северную Корею для оправдания своих региональных союзов».

Итог: держите ожидания на низком уровне и будьте готовы к долгому пути. В таком случае Вашингтону не следует возлагать большие надежды на переговоры о стратегической стабильности между США и Китаем. Глубокие разногласия означают, что обсуждения будут трудными и разочаровывающими, и для получения результатов потребуется время. Однако сосредоточение внимания на кризисном регулировании дает определенные надежды, и совместная работа по недвусторонним вопросам может помочь создать основу для сотрудничества. В любом случае широкое «стратегическое ядерное» участие имеет больше шансов на успех, чем узкая ядерная работа.

Переговоры должны включать ядерное оружие, обычные вооружения, противоракетную оборону, а также новые технологии и области, которые имеют или могут повлиять на двустороннюю стратегическую стабильность. Наконец, чтобы добиться хороших результатов, Вашингтону следует наращивать опыт в этой области как внутри, так и за пределами правительства США. Ему нужно больше экспертов, которые разбираются как в Китае, так и в стратегической стабильности. Этому должно быть уделено большее внимание.

ДЭВИД САНТОРО, президент и главный исполнительный директор Тихоокеанского форума.