Бюджет в октябре. Пауза перед неизвестностью.
data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Бюджет в октябре. Пауза перед неизвестностью.ВчераВчера19041 мин
Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения бюджета за январь-октябрь. Результаты выглядят следующим образом:
▪️Доходы: 29,9 трлн (+0,8% г/г)
— Нефтегазовые доходы: 7,5 трлн (-21,4% г/г)
— Ненефтегазовые доходы: 22,4 трлн (+11,3% г/г)
▪️Расходы: 34,1 трлн (+15,4% г/г)
▪️Дефицит: 4,2 трлн (год назад — профицит в 124 млрд)

За десять месяцев параметры выглядят ожидаемо. Однако до конца года осталось совсем немного и сейчас главный вопрос заключается в том, сможет ли Минфин выполнить даже обновленный недавно план. Поэтому помесячная динамика приобретает уже совсем другое значение.
В октябре бюджет исполнили следующим образом:
▪️Доходы: 3 трлн (-11,2% г/г)
— Нефтегазовые доходы: 0,9 трлн (-25,7% г/г)
— Ненефтегазовые доходы: (-3% г/г)
▪️Расходы: 3,4 трлн (-9,8% г/г)
▪️Дефицит: -0,4 трлн (год назад — также минус 0,4 трлн)
Показатели выглядят скорее негативно. Главный момент — ненефтегазовые доходы не просто замедлили динамику, а даже снизились на 3% (г/г). Это является ещё одним подтверждением фактической стагнации экономики и риска ухода в рецессию.
Недавно как раз писал о том, что лучшим драйвером роста бюджетных доходов является не повышение налоговых сборов, а развитие экономики.
Нефтегазовые доходы обвалились на 25%. Причины не изменились: снижение цен на нефть и укрепление рубля. В ноябре из-за октябрьских санкций против "Лукойла" и "Роснефти" результат может быть ещё хуже. Впрочем, долгосрочно никакой катастрофы нет.
Интересно, что в октябре практически на 10% (г/г) сократились расходы. Такое можно объяснить опережающим ростом трат в первом квартале.
Согласно плану, за оставшиеся два месяца необходимо добрать 7,1 трлн доходов. Учитывая ситуацию с нефтянкой, план может быть и не выполнен. Тогда придется ещё больше увеличивать объем заимствований, против чего выступает ЦБ, считая это проинфляционным фактором.