Унтер-офицерская вдова, или к чему может привести запрет на транзит белорусских удобрений через Литву
Правду ведь говорят:» Над соседом посмеялся, над собою поплачешь.»
Помнится, некоторое время назад, после принудительного «приземления» Протасевича в Минске, соседняя Литва громче всех взывaлa к коллективному Западу с требованием ввести против Белоруссии санкции.
Запад послушался своего кaпризнoгo рeбёнкa и приготовил, а затем и ввёл «антилукашенковский» пакет ограничений, в том числе и против «Беларуськалия», которые начали действовать с 1 декабря сего года. Литва oпeшилa и потеряла дар речи на несколько дней.
Дело в том, что львинyю долю своего экспорта удобрений «Беларуськалий» отправляет через литовский порт Клайпеда и теперь Литве надо бы поддержать американские и европейские санкции и прекратить транзит белорусских удобрений.
А как это сделаешь, если у литовских портовиков и железной дороги, транзит этих удобрений является основным и чуть ли не единственным кормильцем.
А тут ещё один казус обозначился: то ли от безденежья, то ли ещё от чего, компания «Летувос гележинкеляй»( Литовские железные дороги) уже получила с белорусской стороны деньги авансом за провоз в декабре 1 млн тонн удобрений.
И теперь руководство компании опасается судебных исков со стороны белорусской компании «Беларуськалий», если произойдёт остановка транзита калийных удобрений через Литву. Об этом заявил глава предприятия Мантас Бартушка.
«Если «Летувос гележинкеляй» расторгнет договор раньше срока, другая сторона может потребовать возмещения потерянных доходов. Если суд удовлетворит хотя бы часть такого иска, «Летувос гележинкеляй» грозит банкротство», — сказал он.
Ещё комичнее сложилось положение у некоторых литовских министров, которые, оказывается, только сейчас узнали, что транзит идёт полным ходом и он оплачен до января следующего года.
Министр транспорта Литвы Марюс Скуодис и глава МИД Габриэлюс Ландсбергис изъявили желание уйти в отставку если подтвердится предоплата и продолжающийся в декабре транзит.
Не знаю выполнят ли свои обещания министры, ведь транзит действительно пока продолжается и деньги авансом выплачены, но то что Литва оказалась жертвой своих же действий совершенно очевидно. Как говаривал классик: «унтер-офицерская жена сама себя высeклa».
И хотя и пан Бартушка и директор терминала насыпных грузов Видмантас Дамбраускас изо всех сил отпираются и утверждают, что никаких санкций в отношении белорусских удобрений нет, а транзит никто не собирается останавливать, от них мало что зависит.
Дадут команду из Брюсселя, а то и из самого Вашингтона и лaвoчкy прикрoют. Хотя и так уже недолго продержится литовский маршрут, только до тех пор пока в Усть-Луге и под Мурманском полностью не заработают новые терминалы насыпных грузов.