Почему литовские министры из-за «Беларуськалия» в отставку засобирались?

Почему литовские министры из-за «Беларуськалия» в отставку засобирались?

Всё началось с новости: «Литовские железные дороги ищут способы вернуть «Беларуськалию» миллионы евро».

Что за странное дело — думаю я. Может в статье опечатка и всё наоборот — литовские железные дороги ищут способы взыскать с «Беларуськалия» миллионы евро?

Но нет, это не опечатка.

С чего всё началось

Действительно, ЛЖД из кожи вон лезет в поисках решения своей проблемы. А именно возврата аванса в размере 10 миллионов евро, уплаченного литовским железным дорогам «Беларуськалием».

Представитель литовских железных дорог так и говорит:

«Наша цель —  вернуть деньги за январь и февраль, мы будем искать пути и постараемся вернуть их снова»

«Ну да, снова» — думаю я. Прямо как в анекдоте:

— Что-то опять в Париж захотелось…

— А ты что, там уже был?

— Нет, уже хотел…

Вот, думаю, и ЛЖД снова хотят с «Беларуськалием» рассчитаться. В том смысле, что уже и раньше хотели. Другими словами, не поверил я в искренность того желания железных дорог литовских.

А зря не поверил. Действительно, ЛЖД искренне хотели вернуть аванс «Беларуськалию» и пытались это сделать через Swedbank. Однако, платёж не прошёл и деньги вернулись на счёт ЛЖД.

Странно, думаю я, откуда такое рвение вернуть белорусские деньги на фоне Западных санкций против Белоруссии?

Казалось бы, в такой ситуации правительству литовскому стоило бы топнуть ножкой, да так громко, насколько они способны, и заявить о заморозке всех денег белорусских, находящихся в литовской экономике.

Вот это был бы красивый демократический шаг! Но вместо этого литовцы всеми силами пытаются поступить наоборот — вернуть аванс.

Как-то не верится мне в кристальную порядочность литовских властей на фоне событий последних лет. Что с ними не так?

А ларчик, как оказалось, просто открывался. Но при этом очень эффектно! Похоже, что санкции, введённые против Белоруссии, стали угрожать самой Литве.

Всё дело в том, что 8 декабря закончился срок действия генеральной лицензии на сворачивание сделок с участием «Беларуськалия», которую Минфин США выдал своим компаниям.

То есть, как я понимаю, США дало понять, что до 8 декабря всем «демократическим» странам необходимо завершить всю деятельность с белорусскими компаниями.

А кто не успеет — США не виноваты. Вот литовское правительство и торопится аванс вернуть, чтобы отказать «Беларуськалию» в железнодорожных перевозках по территории Литвы. Что поделаешь — старший приказал.

А деньги «Беларуськалию» конечно лучше вернуть. На всякий случай. А не то, вздумается вдруг «Беларуськалию» на железные дороги литовские в суд подать. А суд окажется не достаточно демократичным и обяжет ЛЖД компенсировать «Беларуськалию» все понесённые убытки.

Стыд и позор на весь мир

Но внимательный читатель может задать логичный вопрос — а при чём тут литовские министры и почему они в отставку из-за Белоруссии подать могут?

А очень даже причём. Министр иностранных дел литовских, Габриэлюс Ландсбергис, заявил, что подаст в отставку, если узнает, что государственная железная дорога Литвы получила предоплату от «Беларуськалия» после 8 декабря:

«Сегодня, точнее, на самом деле, вчера вечером, я сказал премьер-министру, что я готов уйти в отставку, и я жду решения премьер-министра… …Я понимаю, какой репутационный ущерб нанесен Литве»

А вместе с ним в отставку готов уйти и министр транспорта и коммуникаций Литвы, Марис Скуодис.

А всё потому, что оба министра считают позором на весь мир невыполнение Литвой американских санкций против Белоруссии.

Действительно. Стыдно, товарищи!