Евгений Коган дал прогноз по срокам – когда центробанку удастся задушить инфляцию
Ещё совсем недавно спокойную жизнь и цельную картину мира нам обеспечивало четкое понимание, кто во всем виноват.
Помните? Дерево – яблоня. Поэт – Пушкин. Виноват – Чубайс.
Ныне все смешалось в доме Облонских. Ибо выяснилось, что на этот раз во всем виноваты… яйца. До кучи – огурцы, капуста, и, разумеется, поездки в Турцию и Эмираты.
Как выяснилось, именно эти позиции за последнее время подорожали больше всего.
Правда, очень вдохновило снижение цен на женские дубленки – аж на 0,3-0,6%. Я думаю, этот фактор сразу как-то успокоил мужское население страны. Все сразу выдохнули. Уже жить не так страшно.
Обо всём по порядку.
Инфляция в России в ноябре достигла 8,4% – это рекорд за 6 лет. За ноябрь цены выросли на 0,96% (м/м). Больше всего подорожало продовольствие (+1,27%). Непродовольственные товары прибавили в цене 0,72% (м/м), услуги – 0,81% (м/м).
Как уже упоминал вчера, Президент поручил к концу 2022 года вернуть инфляцию к 4%. Это важный момент, который усиливает приоритеты как для ЦБ, так и для правительства. С учетом того, что нынешний рост цен продиктован не совсем монетарными факторами, поставленная задача будет не из простых. Честно говоря, давно такого не слышал. Чтобы вот так вот конкретно и четко.
– Можете остановить поезд?
– Разумеется! Поезд, стой, ать-два.
Однако инфляция – не поезд. Тут так просто стоп-кран не дернуть, все несколько сложнее.
Какие последствия мы можем увидеть в ближайшие месяцы?
1️⃣ Вполне возможно, что гораздо более, чем ранее агрессивное повышение ключевой ставки.
Достаточно жесткие слова Президента – это некий камень в огород ЦБ. Пока Банк России пытается догнать ставкой инфляцию, но эта стратегия может измениться. Ранее полагал, что ЦБ в итоге ограничится ставкой около 8,5%. Однако теперь, после такого «нежного напутствия», вероятно повышений ставки будет больше и шаги вполне могут быть крупнее.
Вчера меня спрашивали: до какой ставки мы в итоге дойдем? В принципе, трудно ответить на этот вопрос, ибо даже ЦБ вряд ли до конца в курсе. Все зависит от инфляционных ожиданий. Однако не удивлюсь, если к марту «насладимся» и 9-9,5%. Эх, бедная наша экономика.
2️⃣ Так как слова Президента несколько «развязывают» руки нашему ЦБ, можем в ближайшие месяцы увидеть и прочие ужесточающие макропруденциальные меры. Например, повышение регуляторных требований по потребительским кредитам.
3️⃣ Могут быть запущены программы субсидирования производителей продовольствия. Уж если бороться с инфляцией, так не только бороться со спросом. Можно и ростом предложения помочь. Правда, это уже не прерогатива ЦБ.
4️⃣ Вполне вероятно, вырастет количество и размер экспортных квот. Это касается и продовольствия, и угля, который сейчас в Сибири в дефиците. Опять же, не тема ЦБ. Но думаю, что в решении задачи снижения уровня инфляции поучаствовать придется многим.
В итоге, по моему мнению, реально инфляция в России будет «задушена» ближе к апрелю-маю. Даже страшно подумать, как при этом будет придушен и экономический рост.
Впрочем, лес рубят – щепки летят…
Автор — инвестбанкир, профессор ВШЭ Евгений Коган (@bitkogan)