Британские дикобразы в море
Палата лордов бьет тревогу по поводу флота Ее Величества — как выяснилось, супостаты Британии не хотят и не могут устрашиться мощи Королевского флота бывшей империи.
Честно говоря, начинать модернизацию британского флота следовало бы лет пятнадцать-двадцать назад, однако то были времена, когда коллективный Запад казался несокрушимым, а либеральная демократия цвела и пахла по всему миру. Отчасти это соответствовало истине, но и геополитические противники Британии и США не стояли на месте, вводя в строй все новые и новые вундерваффе.
Итак, 14 февраля парламентский комитет по обороне Великобритании раскритиковал правительство, выразив серьезную озабоченность по поводу будущих размеров и возможностей Королевского военно – морского флота. Отчет кабинета министров по состоянию ВМС Ее Величества прошедшим летом показал явную недостаточность существующих возможностей: слишком малое количество вымпелов (надводных и подводных), отсутствие ясности с поставками и общим количеством боевых самолетов F-35, бюджетные ограничения, задержки с закупками необходимых комплектующих.
После того, как F-35 17 ноября "нырнул" с борта "Куин Элизабет" в Средиземное море, отдельные вопросы у сэров и пэров возникли и к
боевым качествам этого сверхсовременного пепелаца — как оказалось, самолет на старте не сумел набрать достаточную для отрыва от палубы скорость. Видео этого захватывающего взлета можно посмотреть вот тут. Катапультировавшийся пилот из 617 эскадрильи Королевских ВВС , известной как "Разрушители дамб", был благополучно спасен вертолетом — и тут отдельные вопросы к пепелацу появились уже у британских военных.
Пока совершенно непонятно, будут ли повторы подобных инцидентов в будущем — на видео можно заметить, что самолет взлетал в идеальных условиях. Что будет происходить в других условиях, страшно даже подумать.
Но это частности, досадные недоразумения. Британскому флоту предстоит нелегкое десятилетие, в течение которого он должен удвоиться, одновременно списывая устаревшие лоханки.
Ее Величеству и премьер-министру Борею "Соломенная голова" Джонсону необходим "инструмент выбора", дабы влиять на папуасов и прочих туземцев, укрепляя свое присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе.
“Когда наши корабли выходят в море, они ведут себя как дикобразы – хорошо защищенные травоядные животные с ограниченными наступательными возможностями. Это результат решений сменявших друг друга правительств об ограничении бюджетов и приоритизации оборонных возможностей”, — говорится в летнем отчете правительства. По поводу защищенности можно было бы поспорить, а вот по поводу боевых наступательных возможностей нынешнего флота Ее Величества даже дискутировать не приходится — они слишком низки для современных условий.
На данный момент флот Ее Величества насчитывает: 4 АПЛ типа "Вэнгард" (морально устаревшие штуки, последняя была введена в строю в 1999 году); 3 дизельных ПЛ типа "Трафальгар" (новейшая из них — 1991 года постройки); 4 АПЛ типа "Астьют" (и еще три строятся); пара авианосцев типа "Куин Элизабет" (второй, HMS Prince of Wales, формально считается принятым в строй, но пока находится в стадии доводки); 6 эсминцев типа 45; 13 фрегатов типа 23; пара десантных кораблей "Альбион" и "Булварт"; 8 минных тральщиков типа "Сэндаун"; 8 минных тральщиков типа "Хант"; 4 сторожевика типа "Ривер"; 16 патрульных катеров типа Р2000; пятерка гидрографических кораблей, один из которых уже списан; вспомогательный корабль "Форт Джордж".
Итого 79 вымпелов, из которых три еще на стапелях, а из остальных две трети не выдерживают никакой критики. Мало того, к 2025 году выводится из эксплуатации противокорабельная ракета "Гарпун", слишком давно стоящая на вооружении британского флота, а замена ей еще даже не разрабатывается. Снятие "Гарпунов" еще больше ослабит флот Ее Величества, который уже сегодня вынужден "перевозить воздух, а не угрозы" — и тут возникает ряд задач, которые Британия в ближайшее десятилетие вряд ли будет способна решить.
Как и везде, все упирается в экономику. Прямые потери Британии от Брекзита сегодня оцениваются в сумму более 100 млрд долларов, а вот косвенные уже в районе 3 трлн: это связано с выводом системных банков из Лондон-сити, миграцией европейских предприятий обратно на континент, крайне серьезными таможенными ограничениями, практически почившим в бозе перетоком капиталов и человеческих ресурсов, энергетическими потерями (например, в соседней Франции 1 МВт/ч электроэнергии сейчас стоит около 250 евро, в Британии — 3200 евро или 4300 долларов).
Все это накладывает серьезные ограничения на бюджет, но кроме того, есть и другие важные проблемы. К примеру, технологическое отставание в области морских ядерных реакторов — технологии Соединенных пока Штатов образца 1954 года хоть и несколько модифицировались со временем, но принципиально не менялись. В итоге флот Соединенного Королевства ходит по морям на реакторах первого и первого плюс поколения, в то время как проклятые русские и проклятые китайские коммунисты давно уже применят реакторы третьего и третьего плюс поколения.
А это не только эффективность реакторов, но и совершенно другой уровень безопасности — и, тем не менее, даже они не являются самой главной проблемой флота Ее Величества.
Включая шестерку эсминцев типа 45, основной (океанский) флот Ее Величества составляет всего 18 вымпелов — остальные являются прибрежными или полугражданскими лоханками, не способными вести дежурство и боевые действия на другом краю мира.
В июле 2021 года всего один эсминец типа 45 находился на боевом дежурстве; три корабля находились на плановом ремонте; один проходил плановое техническое обслуживание; а еще у одного возникли "непредвиденные технические сложности" — переводя с канцелярского на человеческий, он просто внезапно сломался.
Так вот, главные проблемы британского флота заключены в структурных изменениях британской экономики. Простой пример: пока Британия находилась в составе Евросоюза, она получала очень значимую часть комплектующих для своих кораблей от союзников по НАТО и ЕС — теперь же британцам придется самостоятельно изготавливать огромную номенклатуру деталей либо заказывать ее где-нибудь в Южной Корее или в Америке.
Далеко не факт, что Сеул пойдет на контракт с Лондоном, рискуя прямым противостоянием с Пекином. Ситуация в Америке еще хуже, поскольку техно-каннибализация там давно уже привычное явление, что особенно ярко проявилось с вводом в строй авианосца "Джордж Форд", для комплектации которого снимаются узлы и детали с систершипа "Джон Кеннеди", а очередь на постановку в ремонтный док для АПЛ класса "Вирджиния" еще пару лет назад превысила 1 (одну!!!) тысячу дней.
Устаревшие корабли планируют заменить на новые типы 26,31 и 32, но суть в том, что сегодня каждый новый вымпел, сошедший со стапелей королевских верфей, выходит хуже предыдущего — достаточно вспомнить второй авианосец "Принц Уэльса", который после спуска на воду принялся немедленно принимать в трюмы забортную водичку.
С другой стороны, консервативное правительство не видит большой беды в нынешнем состоянии флота — дескать, уже сама демонстрация флага на "Куин Элизабет" у китайских берегов так устрашит противника, что только держись — правда, до китайских берегов еще дойти нужно, а с этим как раз проблемы, особенно у ордера сопровождения.
В любом случае, в ближайшее десятилетие будет крайне любопытно наблюдать за попытками флота Ее Величества вернуть себе утраченное могущество — и особенно смешно от заявлений, что британцы уже вот-вот придумают что-нибудь этакое. Гиперзвуковое. Только дайте время.
А пока следовало бы слегка поменять флаг Военно-морских сил Британии. Думаю, Юнион Джек с дикобразом по центру будет смотреться очень здорово.