Массовая эмиграция из Ливана на фоне отставки министра
Отставка Джорджа Кордахи произошла за день до того, как президент Франции Эммануэль Макрон должен был посетить Саудовскую Аравию.
Джордж Кордахи, министр информации Ливана, чьи комментарии по Йемену вызвали ссору со странами Персидского залива, которая на несколько недель вывела правительство из строя, провел пресс-конференцию в Бейруте 3 декабря 2021 года, чтобы объявить о своей отставке.
Министр информации Ливана объявил в пятницу об отставке, стремясь положить конец дипломатической размолвке между Бейрутом и несколькими арабскими странами Персидского залива, вызванной его комментариями с критикой военной кампании Саудовской Аравии в Йемене.
Объявляя об отставке в пятницу, Джордж Кордахи сказал, что ставит интересы своей страны превыше себя.
«Ливан важнее Джорджа Кордахи, а интересы Ливана важнее, чем роль министра, – заявил он на пресс-конференции в ливанской столице. – Я надеюсь, что эта отставка откроет окно или брешь в стене для улучшения связей с Персидским заливом».
Многонедельное дипломатическое противостояние возникло из-за выхода в эфир заранее записанного интервью Кордахи, в котором он назвал войну в Йемене «бесполезной» и заявил, что поддерживаемые Ираном повстанцы-хуситы защищаются от саудовской "агрессии" в Йемене. Интервью было записано в августе перед тем, как Кордахи, бывший телеведущий, был назначен министром.
В ответ на комментарии Кордахи Саудовская Аравия выслала посла Ливана, отозвала своего посланника в Бейруте и заявила, что прекращает весь импорт из этой небольшой средиземноморской страны. Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт и Бахрейн выступили с дипломатическими протестами в ответ на поведение ливанского министра.
В течение нескольких недель Кордахи игнорировал призывы уйти в отставку из-за того, что, по его словам, было его личным мнением. Премьер-министр Ливана Наджиб Микати воздержался от публичного требования его отставки, но призвал Кордахи «прислушаться к своей совести» и «поставить во главу угла национальные интересы».
Отставка Кордахи произошла за день до того, как президент Франции Эммануэль Макрон должен был посетить Саудовскую Аравию для переговоров, которые, как ожидается, затронут дипломатический кризис в бывшем французском протекторате. Макрон заявил журналистам в пятницу, что Париж «сделает все возможное, чтобы восстановить отношения с регионами Персидского залива на благо Ливана».
Между тем, на фоне этой отставки, ливанцы выбирают новые направления для эмиграции в условиях кризиса.
Ливан переживает одну из самых больших волн эмиграции в своей истории, поскольку страна находится в наихудших социально-экономических условиях на фоне обострения политического кризиса; новыми направлениями стали Турция, Армения и Грузия.
Страны Западной Европы, США, Австралия и страны Персидского залива были основными направлениями миграции ливанцев в прошлом. После гражданской войны в Ливане в 1975 году и вплоть до 1991 года в стране наблюдалась огромная волна эмиграции. С годами эмиграция увеличивалась в зависимости от безопасности, политических и экономических условий в Ливане. Сегодня направления, похоже, меняются.
В последние пару лет ливанская молодежь начала осваивать новые страны, такие как Турция, Грузия, Армения и совсем недавно Сербия.
«После революции 17 октября в 2019 году все больше людей стали покидать Ливан, достигнув отметки 17 720 эмигрантов в 2020 году. За последние 10 месяцев мы зафиксировали рост примерно на 65 000 человек», – сказал» Аль-Монитору» Мохаммед Шам аль-Дин, исследователь из базирующейся в Бейруте организации Information International.
Основываясь на официальных данных, Шам аль-Дин ожидает, что в 2022 году это число удвоится, тем более что количество запросов на продление паспортов увеличилось на 150%, поскольку ливанцы хотят покинуть Ливан до наступления новых кризисов.
Большой спрос на паспорта побудил Главную службу безопасности Ливана около месяца назад издать нормативные решения о приоритетности выдачи паспортов.
Для получения нового или продления существующего паспорта граждане должны представить доказательства наличия действующей въездной визы или проживания в иностранном государстве, в которое они хотят поехать, а также билет на самолет и бронь гостиницы.
«Служба общей безопасности пытается ограничить количество продлений паспортов, чтобы каждый центр общественной безопасности в Ливане выдавал максимум 40 паспортов [в день], потому что есть 150 000 нерассмотренных запросов, а печать новых паспортов занимает много времени и требует большого бюджета. Этот кризис будет продолжаться до марта 2022 года», – отметил Шам аль-Дин, имея в виду запланированную дату парламентских выборов.
Новая волна эмиграции ливанской молодежи, которая является третьей по величине эмиграционной волной в истории Ливана, согласно данным Кризисной обсерватории при Американском университете Бейрута, теперь направлена не только на Францию, Германию, Швецию и другие страны, куда когда-то мигрировали ливанцы.
«В 2021 году не менее 5 000 ливанцев эмигрировали в Турцию, 70% из них в возрасте от 20 до 40 лет. Многие ливанцы также выбрали Грузию и Армению в качестве места своей эмиграции. У Information International пока нет официальных данных, поскольку эти страны не предоставляют статистику по молодым людям, в частности, большинство из них используют эти страны как к воротам в Западную Европу», – пояснил Шамс аль-Дин.
Лин Джида, ответственный за досье ливанской общины в Tulyp, общественной ассоциации, занимающейся делами ливанцев в Турции, сообщила «Аль-Монитору»: «Большинство ливанцев выбирают Турцию в качестве страны проживания, чтобы избежать жизни в Ливане, поскольку в этом случае им не нужны въездные визы, и они могут получить годовой вид на жительство, известный как туристический вид на жительство, за 130-160 долларов. Кроме того, билеты в Турцию дешевле, чем на другие направления».
Джида сказала: «В настоящее время в Турции находится около 10 000 ливанцев. В 2020 году у нас было 5 500 ливанцев, 500 из которых с тех пор покинули Турцию; некоторые вернулись в Ливан, а другие уехали в другие страны. Большинство ливанцев в Турции проживают в Стамбуле, Анталии, Мерсине, Анкаре, Адане, Измире и Испарте. За последние несколько месяцев здесь поселилось больше семей».
Она отметила: «Большинство ливанцев здесь – мусульмане, в частности, сунниты. В основном они приезжают из северного Ливана, Бейрута и других регионов. Молодежь в возрасте от 18 до 23 лет – это студенты, которые приезжают учиться в частных университетах, поскольку иностранцы не имеют права учиться в государственных университетах».
Джида отметила: «Ливанцы находят работу в частных компаниях, ресторанах и рекреационных предприятиях, поскольку у них есть туристический вид на жительство, но это незаконно. Некоторые крупные компании вынуждены выдавать им разрешения на работу. Другие предпочитают открывать малые предприятия, например, пекарни, которые имеют большой оборот. Те, кто обладает большим капиталом, в основном инвестируют в туристический сектор, например, рестораны, гостиницы, а также в импорт и экспорт».
В середине 2020 года, особенно после взрыва в Бейрутском порту 4 августа 2020 года, а также после сменяющих друг друга экономических кризисов, безработицы, нищеты и голода, девальвации ливанского фунта и краха политической системы, многие ливанцы и ливанские армяне уехали в Армению.
Анни Азнавурян, ливанская армянка, которая приехала в столицу Еревана в начале 2021 года, оставив работу банковского менеджера в Бейруте, рассказала «Аль-Монитору»:
«Я приехала сюда около года назад со своими двумя сыновьями после того, как потеряла надежду в Ливане. После 18 лет работы моя компенсация по окончании службы уже не имела никакой ценности, поскольку ливанская валюта резко обесценилась».
В настоящее время Азнавурян пытается начать свой собственный малый бизнес в Армении. «В этом году сюда приехало много ливанцев; в Армении проживает не менее 7 000 ливанцев. Большинство из них приезжают сюда, чтобы открыть малый или крупный бизнес. Единственная возможность трудоустройства – в центрах обслуживания клиентов, особенно в ночные смены, за 350 долларов в месяц», – сказала она.
Она отметила: «Имея 10 000 долларов, можно начать малый бизнес, а государство оказывает помощь в получении лицензий от официальных ведомств, причем все это делается в электронном виде».
Азнавурян продолжила: «Жилье стоит дорого, учитывая высокий спрос, но стоимость продуктов питания, услуг и медикаментов очень низкая. Многие ливанские инвесторы, бизнесмены и владельцы фабрик предпочитают покупать землю, особенно ореховые сады, а также животноводческие и птицеводческие фермы».
Говоря о виде на жительство, она сказала: «Получить вид на жительство в Армении очень легко. До пандемии коронавируса ливанцы въезжали без визы, сегодня они могут легко получить ее в электронном виде. Те, у кого мать армянка, сразу получают гражданство; мужчина, чья жена армянка, платит 100 долларов за годовой вид на жительство, в то время как ливанцы не армянского происхождения платят 200 долларов».
Она добавила: «Многие ливанские студенты подают документы в университеты Армении, в частности в Американский университет, так как плата за обучение там намного ниже, чем в Ливане. Например, стоимость одного и того же предмета в Ливане составляет от 8 000 до 12 000 долларов, а здесь она составляет не более 3 000 долларов, и в стоимость включено проживание в университете».
Азнавурян отметила, что «95% ливанцев в Армении – христиане, и, конечно, самая большая часть из них – ливанские армяне».
«Ливанская община в Грузии является третьей по величине общиной после иракской и египетской. Ливанское присутствие началось четыре года назад с притока студентов, которые приехали изучать медицину и инженерное дело, так как плата за обучение ниже, чем в Ливане. В настоящее время обучение медицине здесь [в Грузии] стоит 6 000 долларов в год; это намного дешевле, чем в Ливане», – сказал «Аль-Монитору» Хасан Хадра, представитель Арабской общины Грузии.
«До 2021 года здесь проживало около 700 ливанцев, большинство из которых – инвесторы, в частности, в туристическом секторе, а остальные – студенты. Большинство ливанцев в Грузии – христиане, которые предпочли бы жить здесь, а не в Турции, чтобы иметь религиозную свободу», – добавил он.
«Сегодня в Грузии проживает более 1500 ливанцев, некоторые из которых недавно прибыли из Малайзии и Турции, предпочитая жить и инвестировать здесь, так как это дешевле в плане проживания и более стабильно, – отметил Хадра. – Ливанцы в основном проживают в столице, Тбилиси, особенно студенты, и в Батуми, который предпочитают инвесторы, так как это туристический город».
Он сказал: «Капитал, необходимый для начала малого бизнеса, составляет 10 000 долларов. Пять лет назад на эту сумму можно было купить квартиру, но после того, как арабы устремились в Грузию, цены выросли».
В заключение Хадра сказал: «Многие ливанские молодые люди открывают парикмахерские, имея бюджет около 15 000 долларов. Те, у кого больше капитала, вкладывают деньги в ливанские рестораны, которые очень популярны среди туристов».