Режим – главная причина экономических трудностей Ирана
Новости, поступающие из различных местных и международных средств массовой информации дают один общий сигнал: у иранской экономики сегодня самые мрачные перспективы за последние почти два десятилетия.
Иран – это страна, расположенная на западной окраине Азии. Ее площадь составляет 1 648 000 км². Экономика Ирана, которая, согласно статистике Всемирного банка за 2017 год, в значительной степени зависит от природных ресурсов, является второй по величине в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. В 2017 году стоимость валового внутреннего продукта Ирана составила примерно 447,7 млрд долларов США. Среди основных природных ресурсов иранской экономики нефть, пахотные земли, природный газ, сельское хозяйство и минералы, такие как цинк и железная руда.
Новости, поступающие из различных местных и международных средств массовой информации, хотя и отличаются друг от друга в своем описании состояния экономики Ирана, дают один общий сигнал: у иранской экономики сегодня самые мрачные перспективы за последние почти два десятилетия. Практически все прогнозисты предсказывают низкий рост, высокую инфляцию и продолжение безработицы, выраженной двузначными цифрами. Эти ухудшающиеся экономические условия, в свою очередь, оказали значительное давление на внутреннюю политику правительства, что привело к митингам, забастовкам, протестам, банкротствам предприятий, высокой безработице и инфляции, а также стимулировало дальнейшую эмиграцию и отток капитала из Ирана.
Структурно экономика Ирана остается в основном государственной или контролируемой государством, слабо налогооблагаемой, сильно субсидируемой, опасно зависящей от экспорта сырой нефти, непрозрачной и коррумпированной. Правительство и связанные с государством структуры продолжают контролировать около 70 процентов экономики, а Корпус стражей исламской революции (КСИР) все активнее проникает в такие стратегические области экономики, как нефть и газ, инфраструктура, телекоммуникации, разработка ракет, ядерная энергия и многое другое.
Говоря простыми словами, все эксперты сходятся в одном неоспоримом выводе о причинах нынешнего состояния экономики Ирана: иранская экономика грубо бесхозяйственна. Вдобавок к кусачим внешним санкциям, вопиющее и хвастливое пренебрежение режимом экономическими реалиями, ошибочный популизм, растущая милитаризация и колоссальная коррупция создали неблагополучную экономическую среду и ухудшают деловой климат в Иране. В государственном секторе, погрязшем в кумовстве и коррупции, не хватает компетентных руководителей, подотчетности и компетентности.
Инфляция стала эндемической чертой со времен революции 1979 года. Согласно отчетам, текущий уровень инфляции в Иране является самым высоким в регионе и, возможно, третьим по величине в мире.
Затяжная безработица является важным симптомом слабого делового климата в любой стране. Официальные данные по безработице в Иране крайне ненадежны, так как цифры, публикуемые различными государственными органами, значительно отличаются и всегда занижены. Однако многие считают, что реальный уровень безработицы в стране колеблется в районе 30%.
Спад в экономике Ирана, подстегиваемый коррупцией и разрушительной политикой правительства, погрузил многих пенсионеров и государственных служащих, вышедших на пенсию, в полную нищету.
Риал, национальная валюта Ирана, за последние несколько лет сильно упал, потеряв более 80% своей стоимости. Это привело к резкому росту цен на основные товары. Между тем, пенсии и зарплаты не были скорректированы с учетом этого фундаментального изменения в экономической динамике общества. При нынешних тарифах большинство пенсионеров живут за чертой бедности, и их число растет.
В результате города, поселки, улицы, площади по всему Ирану почти ежедневно становятся ареной сидячих протестов, забастовок, собраний и демонстраций с участием самых разных слоев общества, терпение которых за последние несколько лет истощилось. Множество таких протестов началось в январе 2017 года в форме общенациональной акции протеста и они продолжаются до сих пор. Протест 2016 года был подавлен вооруженными силами безопасности режима, что привело к гибели нескольких человек и многочисленным ранениям.
Общенациональные протесты в ноябре 2019 года, продолжающиеся митинги учителей, пенсионеров, медсестер, рабочих, водителей такси и грузовиков, протесты в Хузестане – борьба за доступ к воде на юго-западе Ирана, и аналогичные протесты в юго-восточной провинции Белуджестан, и совсем недавно, 26 ноября, протесты фермеров в Исфахане в центральном Иране с требованием возрождение высохшей реки Заяндехруд – все это результат некомпетентности режима и его полного пренебрежения благополучием иранского народа.
Обладая огромными природными ресурсами, иранский народ не должен был бы испытывать такой уровень экономических трудностей. Но верховный лидер Али Хаменеи и его режим не делают абсолютно ничего для облегчения экономических страданий народа. Напротив, режим тратит большую часть ресурсов и богатств страны на поддержку своих прокси в соседних странах, на расширение своей террористической программы, на продвижение своих все более опасных ракетных технологий и ядерных технологий. Народ Ирана расплачивается за политику режима, как внутри Ирана, так и на международной арене, своими жизнями и жалкими условиями жизни.
Религиозная диктатура в Иране поставила экономику страны на грань полного краха и несет полную ответственность за то, что более 80% населения живут за чертой бедности. Интенсивность и повторяемость недавних собраний и протестов в Иране свидетельствуют о том, что тактика запугивания, которую использует режим, зашла в тупик. Несмотря на все пустые обещания правительства, демонстрацию силы и запугивание, желание иранского народа отстаивать свои права, добиться изменений, избавится от ужасных условиях жизни и подтолкнуть этот режим к падению живо и крепнет с каждым днем.
Непотизм в политической системе Ирана
В современном конкурентном мире, где опыт, инновации, прорывы и эффективность являются товарами, в которые большинство стран мира вкладывают значительные средства, чтобы получить преимущество и, порой, предлагают сверх меры стимулы для привлечения лучших мозгов планеты в свои страны, власти Ирана спешат нанять своих родственников на прибыльные государственные должности, независимо от их знаний, опыта и стоимости.
На самом деле, непотизм в Иране не является новым явлением и был обычной практикой с самого начала правления Исламской Республики. В иранской политической ткани члены семей правящей элиты всегда играют важные роли и считаются выше [многих других].
Среди иранских президентов процветает непотизм. Бывший президент Ирана, покойный Хашеми Рафсанджани назначил своего брата, Мохаммада Хашеми, вице-президентом по исполнительным вопросам. Аналогично, Мохаммад Хатами назначил своего брата Али Хатами начальником своего аппарата. Махмуд Ахмадинежад назначил своего брата, Давуда Ахмадинежада, начальником инспекционного офиса президента.
Та же тенденция наблюдается и среди чиновников среднего звена на уровне провинций страны. Например, губернатор провинции Систан и Белуджистан на юго-востоке Ирана назначил своего племянника губернатором Захедана, столицы провинции.
После победы Мохаммада Хатами в 1997 году, его брат, Мохаммад Реза Хатами, который был совершенно неизвестным человеком, набрал наибольшее количество голосов в Тегеране на парламентских выборах 2000 года и в итоге стал заместителем спикера парламента.
Не так много месяцев назад законодательной и судебной ветвями власти Ирана руководили два брата, Али Лариджани и Садек Лариджани. Их третий брат, Джавад Лариджани, возглавляет иранский Совет по правам человека. Их четвертый брат, Багер Лариджани, был заместителем министра здравоохранения.
15 июля 2017 года судебные власти Ирана задержали Хасана Ферейдуна, брата экс-президента Ирана, а также его специального советника. Против Хасана Ферейдуна выдвигались обвинения в финансовых нарушениях. Позже, как сообщается, он был отправлен в больницу по состоянию здоровья, откуда его отпустили. Весь этот эпизод занял всего 24 часа.
Вряд ли в Исламской Республике можно найти высокопоставленного чиновника, чьи близкие родственники не занимают высшие посты.
Совсем недавно мэр Тегерана Алиреза Закани назначил своего зятя Хоссейна Хейдари своим специальным советником, видимо для того, чтобы сделать городское управление умным. Когда в прессе и на государственном телевидении разгорелись протесты, привлекшие всеобщее внимание смесью шуток и сарказма, мэр Алиреза Закани заявил, что его зять Хоссейн Хайдари должен был работать бесплатно. Из-за общественного гнева и критики Закани был вынужден уволить своего наемного работника.
В интервью государственному информационному агентству ILNA Захра Неджад Бахрам, так называемый «умеренный» активист, сказала: «Назначение женихов и подружек невесты выглядит не лучшим образом для правительства. Президент должен вмешаться в некоторые назначения. Мы не должны способствовать деградации страны». Она добавляет: «У предложенного министра образования, который был представлен парламенту, в портфеле только управление школой!»
Все вышесказанное – лишь вершина айсберга – колоссальных масштабов коррупции в государственных учреждениях, управляемых семьями. Дело в том, что случаи коррупции и разграбления ресурсов иранского народа, а также непотизма и товарищества на государственных должностях – обычное явление. Они не ограничиваются одной администрацией и стали общим знаменателем всех администраций.
Коррупция и непотизм полностью институционализированы, когда речь идет о режиме. Эти факторы, наряду с бесчеловечными репрессиями против иранского народа, связывают чиновников и лидеров режима вместе в их отчаянной попытке захватить и удержать власть в и без того хрупкой системе.
В то время как иранская экономика находится в руинах и все больше людей оказываются за чертой бедности, вместо того, чтобы искать решения для исправления проблем, иранский режим слишком занят внутренними спорами о том, кому принадлежит наибольшая доля власти.
Высшие должностные лица сосредоточены на том, чтобы ключевые посты в правительстве были заняты людьми, которых они знают и которым доверяют, чтобы они продвигали те же идеологии. В результате члены семьи и близкие друзья часто оказываются предпочтительнее людей, обладающих реальной квалификацией, необходимой для этих должностей.
Таким образом, не стоит удивляться тому, что более 80% населения Ирана живут за объявленной правительством чертой бедности, или тому, что уровень инфляции приближается к 50%, или тому, что столь высок уровень безработицы. Благополучие и благосостояние людей падают с каждым днем. В такой причудливой ситуации ожидание чего-либо другого может считаться иррациональным.
Водный кризис в Иране приведет к протестам
Около 28 миллионов человек из 85-миллионного населения Ирана живут в районах с острой нехваткой воды, в основном в центральных и южных регионах страны. В то же время, согласно отчетам из 31 провинции страны, 30 испытывают дефицит воды. Нехватка воды бьет по всем слоям общества, от городских домохозяйств до сельских фермерских общин.
В глазах иранцев водные ресурсы всегда были ценным активом, будь то с религиозной, личной или исторической точки зрения. Цивилизация Ирана формировалась и развивалась вокруг рек или выходов канатов на поверхность на протяжении последних тысячелетий, причем большинство городов возникло на основе системы, основанной на сельском хозяйстве, которая полностью зависела от речной ирригации и канатов.
(Канаты – это рукотворные реки, прокопанные под землей. Строительство канатов было единственным способом обеспечить население пустынной местности водой. Несмотря на то что в Иране реализуются планы по созданию запасов воды и строительству огромных резервуаров, возведению десятков плотин, канаты пока еще существуют. Выход подземного водного канала, каната, – точка, где люди получают воду, и обычно она расположена в верхней части деревни или сельскохозяйственного района. Точка отвода воды очень важна; она находится в хорошем состоянии, и использование воды контролируется с точки зрения качества и количества).
Поскольку Иран – страна с преимущественно засушливым и полузасушливым климатом, вода всегда была главным приоритетом для его населения, которое имеет давние традиции устойчивого управления водными ресурсами. Канаты или подземные водные каналы исторически были эффективны в сохранении воды, плотины и водосберегающие сооружения также привлекали внимание древних иранцев, о чем свидетельствуют остатки многочисленных водных сооружений, строившихся примерно с 240 года нашей эры.
Однако, в 20 веке водный ландшафт Ирана претерпел изменения. Были возведены крупные плотины, отведены реки, отменены традиционные правила разделения воды, осушены водно-болотные угодья, изменился характер осадков, в то время как потребность в воде и водозабор увеличились несущественно.
Возникает вопрос, почему Иран столкнулся с таким водным кризисом? Если посмотреть на данные о количестве осадков, то можно заметить, что за последние годы существенных изменений в режиме осадков не произошло. Кроме того, как известно, Иран – страна, исторически известная как земля засух и наводнений, и люди, населяющие этот регион, приспособились к такой среде, ее погодным условиям и создали масштабную цивилизацию.
Иранские политики постоянно обвиняют изменение климата, засухи и недостаток осадков в нынешней нехватке воды. В то же время разрушительные наводнения последних лет привели к большим человеческим жертвам и экономическому ущербу. Несмотря на то, что это серьезная проблема, исследование 2021 года в журнале Nature категорически заявило, что большая часть истощения грунтовых вод Ирана является «антропогенной», что означает, что она вызвана или усугублена деятельностью человека.
В Иране все экологические кризисы вызваны клерикальным режимом, и даже связанные с режимом эксперты признают, что режим играет главную роль в создании экологических кризисов, включая обезлесение, перевыпас пастбищ, карстовые воронки, проседание почвы, разграбление водных ресурсов и усиление опустынивания. Клерикальный режим Ирана разрушил естественный экологический баланс страны до такой степени, что большинство этих разрушений необратимы.
Представители режима и некоторые зарубежные и отечественные эксперты пытаются связать острую нехватку воды с засухой, изменением климата и глобальным потеплением, вместо того чтобы связать ее с печально известной иранской «водной мафией».
Другие связывают нехватку воды с бесхозяйственностью, коррупцией и разграблением водных ресурсов. Но это может ввести в некоторое заблуждение. С момента антимонархического восстания 1979 года клерикальный режим Ирана ловко распоряжается богатствами страны, природными и водными ресурсами во имя «обездоленных», но, прежде всего, ради прибыли богатых религиозных фондов под руководством Верховного лидера, КСИР, элитных клерикалов и их приближенных.
Водоносные горизонты Ирана истощились из-за массивного чрезмерного извлечения подземных водных ресурсов по мере увеличения количества глубоких скважин во время правления клерикалов. Компании, связанные с КСИР, неустанно строят плотины, независимо от их полезности для страны, без каких-либо экологических соображений, и выращивают влагоемкие культуры, которые, опять же, находятся под контролем состоятельных членов КСИР, элитных клерикалов или фондов под надзором Верховного лидера Ирана. Фермеры, страдающие от нехватки воды, покидают свои деревни, чтобы жить в лачугах и некачественных поселениях на окраинах городов.
В последние годы режим дал некоторым привилегированным гражданам негласное или явное разрешение на нелегальную эксплуатацию водных ресурсов, с помощью таких средств, как незаконные скважины. По некоторым оценкам, количество колодцев, вырытых без разрешений, составляет от 600 000 до 1 000 000. Плотины и инвестиции в проекты по переброске воды усугубили проблему нехватки воды, поскольку правительство не создало соответствующей инфраструктуры для обеспечения контроля над наводнениями и для их поглощения в подземных водоносных горизонтах. Управление водоразделами практически отсутствует, в результате значительное количество паводковой и дождевой воды, которая могла бы быть сохранена и использована в такие моменты, пропадает зря.
Нехватка воды в Иране, причиной которой стали десятилетиями неправильного управления, превратила водные проблемы в национальный кризис. Это вызвало ряд взаимосвязанных социально-экономических проблем. Результаты исследований показывают, что неэффективное управление и неэффективный мониторинг дефицита воды, отсутствие соответствующей стандартизации и тарифов являются наиболее важными системными сбоями, которые приводят к дефициту воды. Но самым важным сбоем является политика режима в отношении управления водными ресурсами, которая применялась в течение 42 лет его правления и привела страну к этой тяжелой ситуации.
По всему Ирану прошли протесты с требованием воды и выражением солидарности с нуждающимися в воде городами и фермерами Хузестана, Исфахана, Бахтиари, Белуджистана и других районов, а также водные протесты имели место в Тегеране, Тебризе, Боджнурде, Сагезе и других крупных городах. Люди выразили свой гнев и недовольство правящим классом, который ответил на это отправкой полиции специального назначения, убийствами и ранениями активистов, арестами и попытками закрыть социальные сети.
В то время как верховный лидер Али Хаменеи выразил свое сочувствие требованиям протестующих и пообещал, что проблема воды станет одним из главных приоритетов, его полицейские силы специального назначения подавили требования фермеров с максимальной силой. Жестокие убийства и подавление фермеров Хузестана и Исфахана стали тому примером. Хаменаи и его чиновники до сих пор не смогли улучшить управление водными ресурсами.
Похоже, что руководство Ирана осознает кризис и его влияние на наличие у населения средств к существованию, а также на более широкие вопросы национальной стабильности и безопасности, но из-за своей коррумпированной и бесчеловечной природы система не способна предложить какое-либо решение.
Попытки успокоить фермеров пустыми обещаниями до тех пор, пока поверхностные воды находятся под контролем КСИР, а эксплуатация подземных вод – в руках водной мафии Министерства энергетики, опять же связанной или контролируемой КСИР, являются абсолютно пустыми. Зная характер правящих клерикалов и господствующую коррупцию на высших уровнях иранского правительства на протяжении 42 лет, такие обещания – это мыльный пузырь. В государственном секторе, связанном с кругом власти, дела обстоят не лучше. Сельскохозяйственные и ирригационные проекты пронизаны непотизмом и наживой.