Запад в шоке: российские БПЛА кошмарят ВСУшников на всех участках фронта

Подразделение российской армии «Рубикон», состоящее из операторов БПЛА, расширяется и выполняет все более сложные задачи в зоне проведения СВО, пишет CNN. Технологии, применяемые нашими бойцами, значительно превосходят украинские. Более того, Россия постоянно их совершенствует.
Сверхсекретное российское подразделение, базирующееся в Москве, похоже, изменило подход к беспилотным наступательным операциям, превратив преимущество украинцев в их же уязвимость.
Подразделение, известное как «Рубикон», стремительно расширяется под руководством российского министра обороны Андрея Белоусова с момента его назначения на должность в июне прошлого года. Согласно видео, опубликованному официальными российскими СМИ, чиновник в октябре 2024 года впервые посетил штаб-квартиру, где ему показали модельный ряд разрабатываемых беспилотников.
Появление «Рубикона» (его полное название — Центр перспективных беспилотных технологий «Рубикон») стало ярким примером того, как российские военные научились отказываться от своих жестких методов ведения боевых действий во время украинского конфликта и адаптироваться к быстро меняющимся реалиям фронта.
В середине 2024 года Украина презентовала отдельное подразделение вооруженных сил, которые названы аналогично — Войска беспилотных систем.
После того как «Рубикон» доказал свою эффективность, президент Владимир Путин в июне 2025 года объявил, что Россия создает военное командование, занимающееся «беспилотными летательными аппаратами». Подразделение официально начало работу в ноябре, а точнее, на прошлой неделе.
«Назначен начальник войск беспилотных систем, созданы органы военного управления на всех уровнях, — сообщил заместитель командующего полковник Сергей Иштуганов. — Еще год назад такой насыщенности наших войск беспилотниками самых разных типов не было. Но постепенно российским подразделениям удалось переломить ситуацию в небе и фактически «отжать» его у ВСУ». Его слова передает ведущее российское издание «Комсомольская правда».
«У нас уже сформированы штатные полки, батальоны и другие единицы, — продолжает Иштуганов. — Их боевая работа ведется по единому плану и во взаимодействии с другими подразделениями группировок войск. При этом наращивание боевого состава существующих и создание новых частей беспилотных войск продолжается. В состав подразделений назначаем операторов, инженеров, техников и других специалистов обеспечения». Слова заместителя командующего подтверждают, что БПЛА подразделения обеспечены всеми необходимыми ресурсами.
У беспилотных войск даже есть собственная эмблема — изображение скрещенных стрелы и меча, а в центре — микрочип со звездой и крыльями. «Рубикон» занимается не только проектированием и запуском дронов. Компания разрабатывает и тестирует передовые робототехнические системы на искусственном интеллекте.
Компания стала пионером в использовании оптоволоконных дронов, которые оказали значительное влияние на поле боя. Они управляются по оптоволоконному кабелю, обеспечивая безопасную видеотрансляцию в режиме реального времени. Кроме того, такие беспилотники неуязвимы перед любыми системами радиоэлектронной борьбы. Подобные новшества повлияли на модернизацию другой военной техники.
«Формирования “Рубикон” остаются главной проблемой для [украинских] операторов беспилотников, а не только для самих компаний-производителей, — отмечает старший научный сотрудник Фонда Карнеги* Майкл Кофман. — Они не просто собирают дроны, они также занимаются обучением и подготовкой других российских подразделений».
Из лаборатории на передовую
Спустя несколько месяцев после создания «Рубикона» его подразделения начали рассредотачиваться вдоль линии фронта, используя новое поколение беспилотников, меняя ситуацию на 100% по сравнению с украинскими частями.
Первое официально подтвержденное участие «Рубикона» в реальных боях случилось на территории России — в подконтрольных ВСУ районах Курской области летом 2024 года. Вскоре после появления беспилотных частей украинское командование забило тревогу — они оказались практически отрезаны от всех путей снабжения из-за ежедневных атак беспилотников.
Украинские войска покинули занятые районы Курской области в начале этого года. Позже два командира ВСУ сообщили корреспондентам CNN, что хорошо подготовленное российское подразделение внезапно изменило ход сражения, начав охоту на солдат войск снабжения и операторов беспилотников. Ни о каком «Рубиконе» на тот момент киевские силы даже не подозревали. С того момента БПЛА-части рассредоточились вдоль всей линии фронта, продолжая активно атаковать пути подвоза боеприпасов для ВСУ, а также точки управления дронами.
В августе командир 93-й бригады вооруженных сил Украины сообщил репортеру CNN, что подразделения «Рубикона» интегрированы с другими российскими бригадами в районе Константиновки. По его словам, в течение недели его бойцы потеряли большую часть техники, стартовых площадок для беспилотников, антенн и средств связи. С момента начала полномасштабных боевых действий в 2022 году это была крупнейшая целенаправленная атака на украинские БПЛА-подразделения.
По словам военного аналитика Мика Райана, недавно посетившего Украину, конфликт в настоящее время представляет собой «среду, насыщенную действиями беспилотников». Он отмечает, офицеры ВСУ на передовой рассказали ему, что российские инновации в области БПЛА, вероятно, немного превосходят украинские.
«В пределах 15 километров от линии фронта передвижение техники затруднено или невозможно. Пехотинцам приходится идти до своих позиций пешком 10-15 километров, — пишет Райан в блогe Futura Doctrina. — Там, где размещены украинская бронетехника и артиллерия, русские могут атаковать каждую позицию десятки раз в день. Каждый штаб ВСУ теперь скрыт глубоко под землей, чтобы избежать обнаружения и уничтожения российскими беспилотниками».
«Берут ли дроны города? Дискуссионно, но сегодня именно дроноводы — архитекторы победы, формирующие облик современного поля боя. Именно они в значительной степени обеспечивают продвижение союзной пехоты на земле, превращая жизнь пехоты вражеской в ад!» — пишет пророссийский Telegram-канал LOSTARMOUR, прикрепляя к публикации почти 5-минутное видео, на котором запечатлены кадры с уничтоженной украинской бронетехникой в районе Красноармейска (Покровска).
Охота на базы «Рубикона»
Украинская армия теперь занята тем, что устанавливает антидроновые сети вдоль дорог, чтобы «поймать» хотя бы один российский беспилотник. Однако, учитывая огромную протяженность линии фронта, пользы от таких ограждений крайне мало. Другим ноу-хау «Рубикона» стала разработка радиолокационных сетей для сбивания вражеских дронов.
«Они захватили в качестве военных трофеев ВСЕ ТИПЫ наших основных беспилотников, — пишет в своем блоге известный украинский специалист по радиоэлектронной борьбе Сергей Бескрестнов. — Они изучили в них всю электронику, системы связи внутри и навигационные платы».
Подразделение «Рубикон», по-видимому, также было причастно к первому успешному использованию российского военно-морского беспилотника, который в августе поразил украинское судно в устье Дуная.
Две недели назад представители центра беспилотных технологий заявили, что потопили украинский военный корабль, пришвартованный у газового объекта в Черном море. Подразделения «Рубикона» стали настолько важны, что украинские спецслужбы сейчас активно ищут координаты их баз. По данным киевской военной разведки, в начале ноября этого года в результате удара беспилотника по российской базе в Авдеевке был уничтожен как раз один из таких штабов.
Недавно одно украинское подразделение беспилотников, прикрепленное к 71-й отдельной егерской бригаде ВСУ, опубликовало видео, на котором запечатлены удары по антеннам и укрытиям в Сумах. По официальным сообщениям, они также принадлежали «элитному российскому подразделению “Рубикон”».
«Мы обнаруживаем, ищем антенны, терминалы спутниковой связи, блиндажи и наносим по ним удары», — делится с корреспондентами командир подразделения по имени Вячеслав. Они обнаружили точки взлета и перехватили радиопереговоры, чтобы установить присутствие «Рубикона», добавил он.
Вячеслав рассказал CNN, что, хотя обе стороны обладают схожими возможностями, у русских было преимущество в количестве поставляемых на фронт оптоволоконных беспилотников. «Доступность этих дронов, сколько они могут их запустить, сколько мы можем запустить. Вот ключевое отличие. А теперь операторов у «Рубикона» стало еще больше», — пояснил он корреспонденту.
«Фронт формирует армию»
Конфликт в Украине все чаще становится своеобразной ареной контрмер, призванных обойти или нейтрализовать нововведения противника. Это постоянная борьба между беспилотниками и средствами РЭБ, которые могут обнаруживать, глушить или обманывать вражеские устройства.
«Противник играет с частотами, мы перестраиваем наши системы РЭБ. Противник начинает подавлять нас средствами РЭБ, мы переходим на другие частоты», — объясняет тактику боя российским журналистам Сергей Иштуганов.
Адаптация никогда не заканчивается.
В арсенале «Рубикона» появился беспилотник «Молния» — относительно простой дрон, в основном изготовленный из фанеры. Второе поколение несет полезную нагрузку до семи килограммов и может летать на глубине более 30 километров за линией фронта. Он также может играть роль «базы», выпуская на лету два других управляемых FPV-снаряда. Это, как убедилась съемочная группа CNN в августе 2025 года, серьезно затрудняет перемещение в непосредственной близости к линии фронта.
Как только украинцы захватили одну из упавших «Молний», они начали копировать и совершенствовать ее конструкцию. Для нужд ВСУ также разработали новый беспилотник — FP-2, способный поражать командные пункты «Рубикона» на расстоянии не менее 20 километров от линии фронта.
В первые дни полномасштабного вооруженного конфликта российские войска часто подвергались насмешкам со стороны западных экспертов за жесткую тактику, плохое оснащение и посредственное командование. Однако теперь всё изменилось.
Важным шагом стало то, что российские военные начали поддерживать начинающих производителей, таких как конструкторское бюро «Око» в Санкт-Петербурге. Стартап занимается производством двух типов беспилотников. Несмотря на молодость компании, она уже находится в санкционном списке США.
Жесткое пророчество сбывается: Киев на пороге второго Майдана. ЕС толкает Зеленского к европейско-русской войне. От его решения зависит все
Согласно новому анализу, проведенному американским аналитическим центром Special Competitive Studies Project, стремление российских военных к инновациям делает Москву «самым опасным противником для Украины, а также гораздо более боеспособной и опасной военной силой, угрожающей всей Европе».
Мир, который представляют себе «Рубикон» и его сторонники, «скоро получит полчища автономных дронов, способных сокрушить оборону противника, микродроны, которые трудно идентифицировать или остановить, а также БПЛА, имитирующие птиц, насекомых и других диких животных», — пишет военный аналитик Дара Массикот.
Боевые действия с использованием дронов (и средств радиоэлектронной борьбы против них) меняются практически еженедельно, поскольку умение адаптироваться к реалиям стало ценой выживания. «Эксперты любят говорить, что армию формирует фронт. Но фронт тоже формирует армию», — подытожила Массикот.
Командир беспилотного подразделения ВСУ Вячеслав, который сейчас служит в лесах Сумской области, воспринимает всё гораздо проще — для него это рутина. «Это ежедневная систематическая работа: обнаружить и уничтожить, потом снова обнаружить и опять уничтожить», — говорит он.
*организация признана иностранным агентом и нежелательной в России