Энергетический кризис привел к тому, что порты России не успевают отгружать уголь в Европу, а Латвия на этом зарабатывает
С каждым днем энергетический кризис в Европе становится все глубже. Газ дорожает, а угля не хватает. Но Латвия наоборот рада этому – перевалка российского угля через порты этой страны увеличилась почти на 200 %, хотя год назад в портах Латвии не было отгружено ни тонны угля из России.
Ровно год назад порты Латвии – Рига, Вентспилс, Лиепая – находились в критической ситуации: Россия перестала экспортировать уголь в Европу через них.
Ситуация была настолько плачевной, что власти Латвии забыли о своей антироссийской политике и обратились в Минтранс РФ с просьбой оставить транзит угля. Хотя бы немного, так как транзит давал Латвии десятки миллионов долларов ежегодно и обеспечивал работой десятки тысяч рабочих портов и железной дороги.
- России стало невыгодно возить уголь через Латвию, так как начал успешно работать порт Усть-Луга и все топливо пошло через его терминалы. Сейчас идет строительство дополнительных терминалов и порт сможет увеличить перевалку угля с 60 млн. тонн до 100 млн. тонн ежегодно.
Но никто не ожидал такого обвального спроса на уголь в Европе – там же «зеленая энергетика». Но именно так и произошло.
Европейские страны сами спровоцировали бешеный рост цен на газ. На сегодняшний день цены установились на уровне 1 650 долларов за тысячу кубометров. Хотя в некоторые периоды времени он поднимается до более высоких отметок.
Газовые цены спровоцировали бешеный спрос на уголь и Усть-Луга уже просто физически не может справиться с такими огромными объемами.
- За ноябрь 2021 года через три латвийских порта прошло 489 тысяч тонн угля и это на 194 % больше показателей прошлого года.
Министерство Латвии не скрывает своего удовлетворения и не стесняясь говорит об огромной значимости и привлекательности латвийского направления… для российского бизнеса. Наверное, хотят, чтобы после окончания энергокризиса российский уголь и вообще грузы из России продолжали идти через Латвию и она бы продолжала зарабатывать на этом деньги.
Но, скорее всего, такая картина не продлится долго. Дополнительные терминалы в Усть-Луге будут скоро готовы и необходимость в латвийском транзите отпадет сама собой.