Зеленскому публично заламывают руки

Писать про переговоры США и Украины одновременно очень сложно, и очень просто. Сложно – потому, что мы не знаем о том, что именно происходило в переговорной комнате в Женеве и вынуждены строить свои умозаключения на основании разнонаправленных утечек в СМИ и таких красочных деталей как сломанная кем-то из членов киевской делегации ручка (хорошо хоть, что не предмет мебели). Просто – потому, что мы понимаем общую конфигурацию: если то, что в итоге «родят» американские и украинские переговорщики не устроит Владимира Путина, все обнулится.
В детстве я с друзьями очень любил играть в настольную игру с дорожной картой. Бросаешь игральный кубик с разным количеством точек на своих ребрах. Передвигаешь свою фигуру на соответствующее количество ходов вперед. А дальше все зависит от того, в какое именно место на карте ты попадешь: либо ты уносишься вперед «к сокровищам», оставляя далеко позади своих конкурентов, либо тебя отбрасывает назад – почти к исходной точке. Никогда не думал, что этот опыт мне сильно пригодится во взрослой жизни. Но, тем не менее, такой момент настал.
Нанесем несколько самых важных вводных на нашу «дорожную карту». Некий американский чиновник так описал газете The Washington Post общий подход Трампа к урегулированию украинского кризиса: «Президент не сильно вовлечен в детали. «Вы говорите ему: «Я собираюсь попытаться заключить сделку». Он отвечает: «Отлично, иди посмотри, что ты можешь сделать». И это тот уровень детализации, который у него есть», — сказал чиновник, позже добавив: «Весь день был абсолютный хаос, потому что даже в разных частях Белого дома не знают, что происходит. Это обескураживает».
Обескураживает – а еще дает возможность различным силам внутри администрации и политической элиты США продавить свой желаемый вариант дальнейших действий. Очень приблизительный и поверхностный перечень основных действующих лиц, частично совпадающий со списком главных американских переговорщиков в Женеве.
Стив Уиткофф – человек, который, по утверждениям американских СМИ, вместе с нашим Кириллом Дмитриевым и сформулировал тот самый мирный план. Настроен на жесткое давление на Киев. Джаред Кушнер, зять Трампа. Если я все правильно понимаю, является политическим союзником Уиткоффа. Вице-президент США Джей Ди Вэнс — последовательный критик режима Зеленского, настроенный на скорейшее прекращение конфликте. Представлен в Женеве своим эмиссаром – министром армии Дэном Дрисколлом, который якобы только что переговорил в Киеве с Зеленским на повышенных тонах.
Это те в администрации, кто, с российской точки зрения, продвигает «конструктивную линию». А вот кого в Москве считают «вождем» противоположной партии: государственный секретарь и помощник президента США по национальной безопасности Марко Рубио. Насколько мы можем понять, находясь в российской столице, Рубио разрывается между своим желанием проводить ту политику, которую он считает правильной – преимущественно антироссийского толка — и необходимостью сохранять лояльность и публично не перечить президенту. Сюда же стоит добавить основную массу политической элиты США, в глазах которой любые «уступки Москве» являются чем-то крайне неприятным и нежелательным.
Общий расклад сил: условная «партия» Уиткоффа – Вэнса сумела получить благословение Трампа и развивает политическое наступление. Условную «партию» Рубио застали врасплох. И сейчас она ищет способы сбить с ног своих политических конкурентов. Вернемся теперь в Швейцарию. В отличие от Европы, которая де-факто полностью отвергла американский план и гордо удалилась в сторонку – мол, для нас главное полностью соблюсти свою «политическую невинность», у представителей Киева таких вариантов нет.
Как явствует из утечек, они избрали более изощренную тактику: с чем-то соглашаться, что-то пробовать корректировать, что-то оставлять «на гарнир» как вопрос, который может решить только лично Зеленский и только в ходе своей очной встречи с Трампом. Вот и мы подошли к первому «броску кубика». Дадут ли американцы добро Зеленскому на такую встречу? Учитывая, что после отъезда Рубио из Швейцарии самыми сильными фигурами в делегации США в Женеве остались представители «партии» Уиткоффа-Вэнса, подобное добро можно будет считать позитивным знаком. Передвигаемся на несколько ходов вперед – к новой развилке.
Зеленский может либо капитулировать и принять приемлемые для России условия (совсем не в его духе, но, как сказал недавно сам киевский начальник, «даже сам прочный металл может когда-то уже не выдержать»), либо попытаться снова развернуть ситуацию, охмурить Трампа и переработать «российско-американский мирный план» в «американо-украинский мирный план».
В первом случае процесс урегулирования конфликта переносится на несколько ходов вперед, во втором случае – на множество ходов назад. Или, может быть, не на такое уж множество: давление российской армии создает в западном лагере не только дефицит возможных политических ходов, но еще и дефицит времени. Но это будет уже несколько другая история.
Михаил Ростовский