Непрофессионализм или измена? США обличают действия Набиуллиной
В июне этого года, выступая на ПМЭФ-2021, Эльвира Набиуллина заявила, что мировые регуляторы в скором времени будут ужесточать денежно-кредитную политику. Особенно уверенной она была в действиях ФРС США. Что касается ЕЦБ, то здесь, действительно, Набиуллина сказала, что все не определено.
Однако прошло уже полгода, а ключевую ставку повышает только «наш» Центробанк. Вчера же ФРС США уведомила весь мир о том, что ставка останется на предыдущем уровне в 0-0,25%.
Ставка в 0-0,25% держится в США уже с марта 2020 года. То есть, как только кризис стал очевидным, американский регулятор резко смягчил ДКП. Помимо этого станок ФРС США начал нещадно печатать доллары. Только в рамках программы QE (выкуп активов) ФРС печатала по 120 млрд долларов ежемесячно. 80 млрд шли на выкуп ипотечных бумаг, 40 млрд — на выкуп гособлигаций.
В конце октября было объявлено, что ФРС сворачивает программу QE. Ежемесячно на 15 млрд. То есть, в ноябре было напечатано 105 млрд, в декабре будет напечатано 90 млрд и так далее.
Однако вчера ФРС постановила, что удвоит темпы сокращения QE. Таким образом в январе будет напечатано 60 млрд, в феврале — 30 млрд, и к марту программа завершится.
Но это здесь речь идет исключительно о работе печатного станка. Никого повышения ставки ФРС не делает. Согласно прогнозам, впервые это произойдет в июне 2022 года. Вчера ФРС выпустила релиз, согласно которому в 2022 году может произойти сразу три шага в повышении ключевой ставки.
Однако это будет 2022 год. В это же время Набиуллина, согласно лучшим принципам либерального монетаризма, стала повышать ставку уже в начале 2021 года:
Завтра же 17 декабря с высокой долей вероятности ключевая ставка будет повышена еще на 1% до 8,5%.
Однако ФРС показывает, что управлять макроэкономическими показателями с помощью одной ключевой ставки — это архаика. Сейчас в 20-х годах XXI века имеется огромное количество иных механизмов. Тот же печатный станок.
Разумеется, в своих действиях ФРС ошиблась слишком сильно, переоценив возможности мировой экономики на поглощение такого большого объема напечатанных долларов. Мир не справился и тонет в огромной инфляции. В самих США этот показатель уже достиг 6,8%.
Однако на определенном этапе проводимая политика по печатанию денег была эффективной. Она помогла снизить безработицу с 14,7% в мае 2020 года до 4,2% на текущий момент, а также восстановить ВВП.
Другое дело, что сворачивать ее нужно было вовремя. Но здесь уже вмешалась политика. А, именно, противостояние демократов и республиканцев.
Набиуллина же не смогла предвидеть подобный вариант развития событий. Она думала, что ФРС будет действовать по методичкам Милтона Фридмана и прогадала. Сейчас политика финансовых властей в корне отличается от курса 80-х годов, который себе в образец ставит Набиуллина.
Вместо того, чтобы поддержать траекторию восстановления и роста экономики, настаивая на введение протекционистских мер (пошлины, квоты и т.д.) Набиуллина начала яростно повышать ключевую ставку, лишая экономику необходимых финансовых ресурсов.
И вот здесь возникает вопрос. Что это: непрофессионализм или намеренное следование интересам Бреттон-Вудской системы? Ведь, повышая ключевую ставку, Центробанк принимает на себя удар бушующей мировой инфляции, делая пусть небольшой, но вклад в борьбу с ней. Ответ на этот вопрос пусть каждый даст для себя сам.