«Бензиновые льготники»: государство готовится смягчить удар по кошелькам водителей

В России может появиться новая категория граждан, получающих государственную поддержку, — «бензиновые льготники». С инициативой введения льгот на топливо для отдельных социальных групп выступил заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. Это предложение прозвучало на фоне ценовых колебаний 2025 года, особенно ощутимо затронувших регионы, такие как Приморский край, и направлено на снижение финансовой нагрузки на наименее защищенные категории населения.
Депутат Юрий Станкевич предложил серьезно проработать вопрос о введении льгот на бензин для отдельных групп россиян. По его мнению, государству необходимо поддержать социальные слои, особенно нуждающиеся в особых условиях и помощи. Парламентарий подчеркивает, что покупка топлива имеет высокую социальную значимость для граждан, использующих личный транспорт для повседневных поездок на работу, решения бытовых вопросов или в медицинских целях.
В своем комментарии ТАСС Станкевич провел прямую аналогию с другими сферами, где поддержка уже успешно работает.
«Он привел в пример ЖКХ, где множество категорий людей получают государственную поддержку. Также есть льготы и в электроэнергетике. По аналогии с особыми условиями в этих сферах для ветеранов труда и многодетных семей, возможно расширить помощь государства и на приобретение автомобильного топлива», — сообщил депутат.
Этот подход предполагает использование уже опробованных и эффективных механизмов социальной поддержки.
Законодательная инициатива возникла не на пустом месте. Предложения о социальной поддержке звучат в контексте так называемых «ценовых качелей» 2025 года, которые, по мнению властей, произошли из-за чрезмерной волатильности биржевых и оптовых цен на топливо. Колебания цен особенно остро ощутили на себе жители таких регионов, как Приморский край.
Параллельно с обсуждением льгот депутаты и эксперты рассматривают и другие механизмы стабилизации рынка. Ранее РТС выступил с инициативой о переходе на использование композитного индекса вместо ИПЦ в качестве ориентира для регулирования розничных цен на топливо. Важно отметить, что в настоящее время ценообразование на рынке топлива не фиксируется властями напрямую, поэтому все подобные инициативы, включая предложение о льготах, требуют детального и всестороннего рассмотрения.
Юрий Станкевич в своем предложении акцентировал внимание не только на прямой поддержке населения, но и на необходимости установления единых и прозрачных правил игры для всех участников рынка. Он выступает за введение унифицированных правил для производителей и продавцов топлива. Такой подход может способствовать не только стабилизации цен, но и повышению предсказуемости рынка в долгосрочной перспективе.
Опрошенные эксперты отмечают, что реализация подобной инициативы потребует тщательной проработки нескольких ключевых аспектов. Необходимо будет четко определить круг лиц, имеющих право на получение льгот, — вероятнее всего, в него войдут ветераны труда, многодетные семьи и, возможно, другие социально уязвимые категории. Кроме того, предстоит выбрать сам механизм предоставления помощи: будь то прямые денежные выплаты, компенсации части расходов, специальные топливные карты с фиксированной скидкой или установление регулируемых цен для льготных категорий.
Введение «бензиновых льгот» стало бы значительным шагом в расширении социальной поддержки населения, особенно в условиях нестабильной экономической конъюнктуры. Однако этот проект сталкивается с рядом вызовов. К ним можно отнести необходимость дополнительных бюджетных ассигнований, разработку сложного административного механизма для предотвращения злоупотреблений, а также поиск баланса между интересами потребителей, нефтяных компаний и федерального бюджета.
Тем не менее, сама по себе инициатива указывает на то, что проблема доступности топлива для широких слоев населения находится в поле зрения законодателей. Ожидается, что в ближайшее время профильный комитет Госдумы по энергетике детально изучит предложение Юрия Станкевича и даст свою оценку его реализуемости и потенциальным социально-экономическим последствиям.