Два года или больше: от чего на самом деле зависит срок завершения конфликта на Украине
Прогнозы о сроках завершения боевых действий на Украине разделились между ближайшим годом и перспективой еще нескольких лет противостояния. В то время как официальные лица России и Украины обозначают диаметрально противоположные условия для прекращения огня, эксперты анализируют финансовые, военные и дипломатические факторы, которые определят реальную дату окончания конфликта.
Финансовое планирование Украины свидетельствует о том, что страна готовится к различным сценариям развития событий. Согласно базовому сценарию, который предполагает завершение войны в конце 2025 года, внешнее финансирование, необходимое для покрытия дефицита 2025 года, составит 39,8 миллиардов долларов. Однако по негативному сценарию, который предполагает продолжение войны до середины 2026 года, финансирование для покрытия дефицита 2025 года необходимо в размере 48,8 миллиардов долларов. Для создания финансового буфера на случай негативного сценария Украина планирует направить 10,1 миллиардов долларов, что демонстрирует серьезную подготовку к затяжному конфликту.
«Разумеется, хотелось бы, чтобы этот конфликт завершился как можно скорее, и завершиться он может тогда, когда Россия достигнет тех задач, которые она ставила изначально. Для нас предпочтительным было бы регулирование этого конфликта политико-дипломатическими средствами», — уточнил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Бывший премьер-министр Украины Николай Азаров выразил мнение о том, что спецоперация завершится в ближайшие один-три года. В своем telegram-канале политик отметил, что представления о бесконечной продолжительности конфликта не соответствуют действительности. Он подчеркнул, что рано или поздно ситуация достигнет своего завершения, и Киев потерпит поражение — вопрос лишь в том, сколько времени потребуется для этого: год или два-три года.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров обозначил принципиальные предпосылки для завершения конфликта на Украине. Он заявил, что прекращение боевых действий невозможно без ликвидации фундаментальных причин противостояния и принятия во внимание интересов Москвы. При этом вопрос о статусе Крыма и Севастороля с точки зрения России является решенным. Лавров указал на то, что в 2014 году население этих территорий воспользовалось правом на самоопределение и выразило желание войти в состав РФ.
Генерал и депутат Госдумы Виктор Соболев в интервью aif.ru поделился мнением о том, какие условия необходимы для достижения целей СВО. Так, по словам эксперта, на данный момент не все территории четырех новых регионов РФ освобождены. Кроме того, российской стороне необходимо провести денацификацию и демилитаризацию остальной части Украины. Только после выполнения этих задач можно будет говорить о достижении определенных целей спецоперации.
Депутат Верховной рады от оппозиции Александр Дубинский заявил, что длительность конфликта напрямую связана с пребыванием Зеленского на посту президента Украины. По оценке Дубинского, если текущая ситуация устраивает ЕС и США, то конфликт может продолжаться еще около двух лет — вплоть до военного поражения Украины. Кроме того, политик выразил мнение, что Украина выполняет роль буфера между ЕС и РФ. Одним из путей прекращения конфликта он называет обеспечение нейтрального и внеблокового статуса страны.
Международные мирные инициативы добавляют сложности в прогнозирование сроков завершения конфликта. Европейский план урегулирования из 28 пунктов, опубликованный The Telegraph и Reuters, представляет собой альтернативу американской инициативе. Документ предполагает подтверждение суверенитета Украины, достижение соглашения о всеобъемлющем ненападении между Россией, Украиной и НАТО, а также предоставление Украине надежных гарантий безопасности. При этом в европейском варианте отсутствуют требования по ограничению численности Вооруженных сил Украины и запрет для Украины на членство в НАТО, что отличает его от американского плана.
Американский план, состоящий из 28 пунктов, включает более жесткие условия, включая ограничение численности ВСУ до 600 тысяч человек и закрепление в украинской конституции положения о внеблоковом статусе. В документе также предусматривается, что Украина получит надежные гарантии безопасности от США, однако детали этих гарантий остаются неясными. Вашингтон впервые зафиксировал в своем плане готовность предоставить Украине гарантии безопасности, что стало значимым шагом в переговорном процессе.
Эксперты подчеркивают, что вопрос нейтрального или внеблокового статуса Украины остается одним из ключевых в переговорном процессе. Как отмечают аналитики, с 1991 года Украина де-факто и де-юре является «внеблоковым государством», которое просто не научилось использовать преимущества такого статуса. Внеблоковость, в отличие от нейтралитета, не требует международно-правового закрепления и может быть изменена в одностороннем порядке, что предоставляет стране большую гибкость во внешней политике.
Финансовые механизмы послевоенного урегулирования также влияют на продолжительность конфликта. Согласно обсуждаемым планам, замороженные активы России могут быть использованы для восстановления Украины. Предполагается, что 100 миллиардов долларов планируется инвестировать в восстановление Украины под контролем США, при этом США получат 50% прибыли от этого проекта. Европа должна выделить 100 миллиардов долларов дополнительно. Эти финансовые механизмы создают дополнительные стимулы для поиска скорейшего политического решения.
В ближайшие месяцы станет понятно, какой из сценариев окажется ближе к реальности — оптимистичный прогноз о завершении конфликта в течение года или более осторожные оценки, отводящие на урегулирование еще несколько лет. От исхода дипломатических усилий и военных действий будет зависеть не только будущее Украины и России, но и архитектура европейской безопасности в целом.
