Президент Литвы Науседа заявил, что репутации государства нанесен большой вред. Простите, чему нанесен вред?

Президент Литвы Науседа заявил, что репутации государства нанесен большой вред. Простите, чему нанесен вред?...

Пригрозил Вашингтон Минску санкциями против «Беларуськалия». Литва пригрозила Белоруссии перекрытием транзита. Минск сам пригрозил отказаться от транзита через Литву. США ввели санкции против «Беларуськалия». Литва не может выполнить американские санкции против Белоруссии. Минск с удовольствием выполняет американские санкции и перекрывает транзит через Литву.

Это вкратце. А вообще, большой скандал и склока. Все началось после того, как США ввели санкции против белорусской компании «Беларуськалий». «Литовские железные дороги» продолжили транзит белорусской продукции через территорию Литвы, за который они уже успели получить предоплату.

В связи с невозможностью выполнить американские санкции в отставку попросились глава МИД Габриэлюс Ландсбергис, глава Минтранса Марюс Скуодис, а также глава «Литовских железных дорог» Мантас Бартушка. Премьер Ингрида Шимоните их прошения не удовлетворила. Уволили только Бартушку, который сообщил: «Компания «Литовские железные дороги» не может остановить транзит, белорусский производитель уже внес авансовый платеж, и расторжение контракта грозит литовской стороне серьезными убытками».

Таким решением премьера остался сильно недоволен президент Литвы Гитанас Науседа, который видит в лице Габриэлюса Ландсбергиса соперника, претендующего на кресло президента. А ведь был шанс спустить его с карьерной лестницы. Не вышло.

В это время депутат Палуцкас высказался за сохранение транзита «Беларуськалия» до того момента, пока в ЕС не введут аналогичные санкции. К тому же «мы видим предложения министерства транспорта, законопроекты, в которых запрещается вообще весь транзит, весь импорт всех товаров и услуг из Белоруссии. Это просто совершенно неадекватный ответ на сложившуюся ситуацию», — заявил депутат.

Президент литовской Ассоциации компаний по перевалкам портовых грузов Вайдотас Шилейка отправил Минтрансу и Министерству иностранных дел страны письмо, в котором вот уже не первый раз, буквально на пальцах разъясняет, что произойдет в случае остановки транзита белорусских удобрений через Клайпеду. «Такие санкции могут вызвать серьезные и долгосрочные отрицательные последствия для экономики Литвы. Сейчас около 30% всех грузов в Клайпеде — транзитные грузы из Беларуси, удобрения составляют 26% всех грузов в порту. Это принесет ущерб литовской экономике на сумму 300 млн евро в год», — жестикулирует Шилейка.

Политический обозреватель Алексей Ильяшевич подтверждает: «Примерно 100 миллионов евро потеряет Клайпедский порт. Перевалка 11 миллионов тонн удобрений по 9 евро за тонну — это и есть без малого 100 миллионов евро. Еще 200 миллионов составят убытки «Литовской железной дороги» и смежных областей, которые «подпитаны» к транзиту. Литва будет вынуждена требовать, чтобы ей увеличили дотации из европейских фондов». Действительно, Литва будет самой пострадавшей от антибелорусских американских санкций страной.

Перед своим уходом глава «Литовских железных дорог» Мантас Бартушка заявил, что «в случае потери удобрений оказавшегося под санкциями США белорусского предприятия «Беларуськалий» ЛЖД понадобятся субсидии в размере 60 миллионов евро в год». И еще из негативного: «из Клайпедского порта уходят российские металлы, другие российские товары снижаются, некоторые белорусские товары, нефтепродукты, продукты «Гродно Азота» уже ушли», — напомнил Бартушка и тоже ушел.

«Транзит удобрений «Беларуськалия» после его запрета в Литве может пройти через Латвию — в том случае, если в этом будут заинтересованы частные латвийские компании». Такое заявление сделал глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис.

А ведь вроде бы еще 8 декабря страны Балтии как бы договорились не принимать белорусские грузы, перенаправленные из Литвы. Все как одна. Вроде даже премьер-министры Латвии и Эстонии – Кришьянис Кариньш и Кая Каллас – заявили, что «республики не примут в своих портах грузы из Белоруссии, которые могут быть перенаправлены из Литвы в связи с антибелорусскими санкциями», — написала газета Neatkarīgā.

Вроде бы даже главы правительств Латвии и Литвы пообещали соблюдать режим санкций США и не пускать в свои порты продукцию «Беларуськалия». А вот только как-то зыбко тут все с этим единством и с этим «плечом к плечу».

«Мне приходилось это обсуждать с Латвией, и такая возможность существует. Такая возможность не исключается, поскольку обязательного режима санкций нет», — сказал Ландсбергис в эфире «Новостного радио». Но добавил, что «подобное решение Латвии будет плохо понятно Литве». Рига конечно солидарна с решением Литвы закрыть транзит, но вот частный латвийский бизнес…

А латвийские грузоперевозчики подтвердили, что получили запросы «Беларуськалия». Такую возможность подтвердил и представитель LGC Cargo (литовская компания железнодорожных услуг) и глава литовской Ассоциации железнодорожных компаний Томас Кершис.

«Если в Литве будет принят закон о запрете транзита белорусских грузов, а Латвия такого закона не примет, они могут спокойно принимать их и перевозить, что они успешно и делали «, — подтвердил Кершис. «Латвийская железная дорога» позволяет им пользоваться соглашениями, как с Россией, так и с Белоруссией, чего нет в Литве».

Экс-глава Минтранса, депутат Сейма Альгирдас Буткявичюс просто констатировал: «Латвия и Эстония не поддержат политику санкций Литвы в отношении «Беларуськалия». «Я это замечал, будучи и премьером, и министром транспорта: за столом сидели вместе, проводили общие совещания, а потом каждая страна пыталась привлечь дополнительные грузы из третьих стран. Между портами и железными дорогами балтийских республик всегда существовала конкуренция», — рассказал Буткявичюс.

А в Белоруссии царит спокойствие. В Белоруссии изучают, «где будет большая маржинальность при отгрузках», — в перерыве поведал белорусский премьер Роман Головченко. «Проблем нет. Мы достаточно давно занимаемся этой темой. Есть и поддержка России. Мы выйдем на специальные тарифы по железнодорожным перевозкам, которые будут компенсировать увеличение дальности перевозки», — отметил премьер. «Проблемы, это у Литвы. Убытки в случае отказа от транспортировки белорусских грузов составят около 100 миллионов евро».

А Литва уже стучит в Европу. Вильнюс предлагает включить железнодорожное сообщение с Клайпедой в трансъевропейскую транспортную сеть. Заместитель министра транспорта Лорета Маскаловене сообщает, что «это поможет обеспечить лучшую международную интероперабельность железнодорожного транспорта и конкурентоспособность порта в Клайпеде, а также повысит степень интеграции страны в транспортную систему ЕС». А если этого не сделать, то, по ее словам, «после реализации проекта Rail Baltica гавань в Клайпеде станет единственным портом такого размера на восточном побережье Балтики, до которого не добраться по железной дороге с европейской колеей».

Только и здесь проблема. И сам проект Rail Baltica в Евросоюзе не очень любят. Даже проектные работы еще не все завершены. Срок его сдачи опять откладывается, теперь уже на 2030 год. И как там говорят — эта дата не высечена на камне. А вкладывать в еще одну дорогу с пустеющим портом конце…

Но в Вильнюсе живут оптимисты. «Создание скоростных европейских железнодорожных путей, ведущих в литовский портовый город, коренным образом изменит транспортную систему Литвы, создаст жизнеспособную альтернативу автомобильному транспорту и возможности для устойчивой мобильности населения регионов», — бросают оттуда лозунг оптимисты. Опять они денег просят, бухтят европейские пессимисты.

В ЕС нынче смотрят на другое. В ЕС, например, с интересом наблюдают, чем закончится литовская борьба с китайской таможней, которая на пять дней демонстративно вычеркнула Литву из своей жизни. Министерство иностранных дел Литвы объявило о создании целой рабочей группы по противодействию «экономическому давлению Китая». «Группа будет анализировать, и оценивать информацию о мерах экономического давления, применяемых к литовскому бизнесу, и предлагать помощь предприятиям страны», — говорится в сообщении МИД Литвы.

Так чему там, в понимании президента Науседы нанесен большой вред, репутации? Но разве можно нанести вред уже дурной репутации?…

Читайте и подписывайтесь на наш канал в Telegram.